Site icon ИА «Диалог»

В России появится новая система обращения с бытовыми отходами

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства России разработало проект постановления, которое установит правила оказания коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, порядок заключения договоров на их оказание и порядок расчетов. «Диалог» разбирался в ситуации и спрашивал мнение экспертов.

Услуга по сбору и вывозу мусора будет переведена из жилищной в коммунальную (что позволит контролировать её на государственном уровне); её выделят в отдельную строку квитанции, тогда как сейчас она входит в состав графы «содержание и ремонт жилого помещения». Рассчитываться этот сбор будет по-новому: в зависимости от количества проживающих в квартире, а не от её площади. При этом в руководстве Минстроя подчёркивают: речь идёт не о введении дополнительного платежа, а о перераспределении существующих статей.

«Никакого нового налога Минстрой не вводит. Речь идет об ином формате оплаты за сбор и утилизацию мусора: сегодня мы и так оплачиваем сбор и вывоз отходов, но эта строчка «зашита» в составе жилищной услуги. При этом никем стоимость этой строчки не нормируется – её определяет управляющая компания, часто по сговору с транспортной компанией, вывозящей мусор. Новое законодательство, принятое в сфере обращения с отходами потребления, направлено на установление справедливого начисления платы, а также на очистку страны от мусора. Мы выводим вопрос обращения с коммунальными отходами в открытую, прозрачную плоскость», — говорит заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Андрей Чибис.

Кроме того, регионы смогут на конкурсной основе выбирать операторов (которым будут поступать и собранные средства, и сами отходы). Если мусор будет отсортирован по видам, сбор за его вывоз будет ниже – эта задумка призвана простимулировать переработку вторсырья. В предельном случае организации, заключившие с оператором договор на вывоз отходов, будут платить только за несортированный мусор. Если сжигание и захоронение отходов окажется дороже их «цивилизованной» переработки, исчезнет одно из последних препятствий на пути широкого внедрения рециклинга. А заинтересованные переработчики в стране есть – многие компании хотели бы сами собирать полезное вторсырьё, минуя монопольного оператора.

«Диалог» попросил прокомментировать нововведения депутата из профильной экологической комиссии ЗС; предпринимателя, занимающегося на практике переработкой отходов; и координатора общественной организации, работающей над внедрением раздельного сбора мусора.

Виктор Ложечко, председатель постоянной комиссии Законодательного собрания Петербурга по вопросам экологии и природопользования:

«В законе вопрос о выборе оператора прописан, но правило его выбора должно быть установлено правительством. Пока, по моим данным, таких правил нет, поэтому неизвестно, кто может быть таким оператором. Будет ли это государственное учреждение или предприятие, или он будет независимым? Это всё не очень понятно, и развитие сдерживается отсутствием соответствующих документов от правительства Российской Федерации. Проекты есть, но они ещё не приняты. Более подробно я рассказать не могу, потому что эти документы должны идти от федерального центра – должны быть постановления правительства, и тогда можно будет проецировать это на Петербург. Сейчас ситуацию с переработкой вторсырья в Петербурге я сейчас оценил бы как плохую, потому что этот процесс у нас не налажен. Перерабатывается малая доля отходов: оценки на этот счёт есть разные, моя – около 10 процентов. А дальше я ратую за то, чтобы у нас открывалось больше центров сбора макулатуры, стеклотары, а особенно – опасных отходов. Я за то, чтобы как можно скорее создать закон об обращении с отходами производства и потребления в Санкт-Петербурге – но, к сожалению, мы наталкиваемся на то, что нет ожидаемых нами нормативных актов с федерального уровня».

Дмитрий Лацман, руководитель проекта «Экологическая инициатива» ООО «БалтПлюс-Регион» (занимается переработкой бутылок из полиэтилентерефталата – ПЭТФ):

«Институт операторов ещё только создаётся – ни на одной встрече нам ничего чётко не сказали. Мы сейчас, как переработчики пластикового сырья, вынуждены искать эти несчастные бутылки по полигонам, у перекупщиков, собирать у населения, покупать… По идее, у нас решили сделать это более организованно: будет оператор, я с ним буду заключать договор, покупать у него бутылки – и перерабатывать их, а оператор будет заниматься внедрением различных вещей, связанных с раздельным сбором мусора. Задумка, я считаю, правильная – это позволит, среди прочего, навести порядок на этом рынке, потому что очень много перекупщиков, спекулянтов. А где спекулянты – там и обман: допустим, в кипу с пластмассовыми бутылками нам подсовывали гири, чтобы вязанка была тяжелее, или воду наливали. А сейчас ещё зима была – бутылки были промёрзшие, со льдом… Всевозможных историй много. Будет здорово, конечно, если в этом наведут порядок. Если свершится то, что изначально задумывалось – это будет прекрасно».

Татьяна Нагорская, председатель правления ассоциации «Раздельный сбор»:

«Что касается рычагов, которые позволили бы развивать переработку, то на данный момент, к сожалению, похвастаться нечем, кроме того закона, принятого в конце 2014 года – федерального закона № 458, который внёс поправки в основной закон об отходах. Подзаконные акты, которые к нему разрабатываются, делаются весьма неважно, и ряд этих подзаконных актов не прошёл одобрения и отправлен на доработку. С раздельным сбором ситуация такая: считается, что местные органы исполнительной власти будут регулировать всё, что касается этого вопроса. Грубо говоря, какой-то регион захочет на 100 процентов включить раздельный сбор – сделает его обязательным, для этого запустит дифференцированные тарифы, создаст условия – и у них всё будет хорошо. Другие скажут, что это слишком сложно, и не сделают этого – вернее, сделают по минимуму. То есть всё зависит сейчас от тех органов исполнительной власти, которые будут задавать политику в этой области: они должны будут сформировать конкурсные условия для выбора регионального оператора, разработать территориальную схему обращения с отходами, программу обращения с отходами, тарифы (совместно с тарифными комитетами). Сейчас ещё ничего не решено, и от того, в какой мере они захотят или не захотят этим заниматься – насколько они почувствуют экономическую составляющую, возможности – и будет зависеть вся наша дальнейшая судьба, по большому счёту. В принципе, если они это сделают – например, тариф на вывоз раздельно собранных отходов будет 0 рублей, а на смешанные сумма ещё повысится по сравнению с тем, что сейчас есть – это даст возможность для стимулирования отрасли, и будет собираться и перерабатываться больше сырья. Но могу сказать, что сам институт регионального оператора – как предусматривают разработанные проекты подзаконных актов – мы считаем плохим, потому что этот оператор фактически является монополистом. При этом представьте, что этому монополисту платят перевозчики мусора – компании, которые существуют сейчас (среди них тоже есть монополисты на своих территориях, а дальше монополия совсем закрепится). Они зарабатывают на вывозе мусора, и они заинтересованы в том, чтобы отходов было как можно больше, да ещё чтобы они были смешанными. Поэтому здесь есть противоречие, которое пока что в разрабатываемых проектах никак не разрешено».

Подготовил Илья Снопченко / ИА «Диалог»