Site icon ИА «Диалог»

За оформление пешеходной зоны на Большой Морской улице поборются четыре концепции

Петербургским журналистам в пятницу презентовали четыре концепции пешеходной зоны на Большой Морской улице. Авторами идей выступили представители архитектурного бюро «WowHaus», архитектурной студии «32-е декабря», общественных движений «Красивый Петербург» и «Городские проекты в Санкт-Петербурге». Среди предложений — помехи для скейтеров и возрождение «гвардейского духа» — однако какой проект будет признан лучшим, пока не ясно. Корреспондент «Диалога» узнал, чем отличаются друг от друга представленные варианты.

«Я хотел бы сказать, почему возник вопрос концепций. Перед нами стояла дилемма, когда мы увидели, что есть один, два, три, четыре варианта работы с этим пространством», — сказал представитель инициативной экспертной группы, которая определит лучшую концепцию, директор Центра прикладных исследований Европейского университета в Петербурге Олег Паченков.

По его словам, «точками опоры» каждой концепции станут технические задания. При этом, заметил он, варианты должны соблюдать баланс между универсальностью и исторической специфичностью места.

«Основная проблема заключается в том, что улицу не воспринимают как пешеходную зону. Вторая проблема — существует противоречие между представителями местного бизнеса в вопросах парковки», — сказала представляющая движение «Городские проекты в Санкт-Петербурге» социолог Светлана Москалева.

Активисты сконцентрировались на мнении петербуржцев и гостей города и провели социологическое исследование в три этапа: наблюдение, опрос и экспертное интервью с представителями местного бизнеса. Результаты опроса показали, что концепцию поддерживают 70% респондентов (из 94 человек, среди которых 13 — бизнесмены). По мнению авторов проекта, ландшафты Петербурга достаточно плоские, поэтому городу необходимо добавить формы. Данная концепция предполагает появление рельефа на улице, который, с одной стороны, станет «изюминкой» городского пространства, с другой — адаптируется под общий вид Петербурга и гармонично впишется в его облик. Большие потоки людей, которые должна принимать улица, — основной фактор, повлиявший на задумку разработчиков. Изгибы и возвышения дороги, заверили активисты, адаптировали под людей, которым тяжело передвигаться, и велосипедистов. А вот роллеров и скейтеров, которые «захватили» улицы, ждут неприятности: дорожное покрытие сделают таким, чтобы маленькие колёса роликов и досок ломались. Элементов выше человеческого роста и высокой растительности концепция не предусматривает: насыщенную фасадную линию от глаз гуляющих скрывать нельзя. Во сколько обойдется реализация проекта, пока неизвестно.

Вторая концепция, выдвинутая московским архитектурным бюро «WowHaus», — сочетание столичного стиля и петербургской индивидуальности. Проект создан с опорой на московских коллег и исторический контекст.

«Проект предполагает наличие инсталляционно-тематической истории, которая расскажет прохожим и гостям о том, в чем значимость этой улицы, поскольку к улицам люди относятся как к транзитным зонам», — сказал представитель «WowHaus» Евгений Решетов.

Проект, по его словам, направлен не на капитальные реконструкции, а на быстрые решения. Разработчики на базе уже существующих данных поработают с графическими элементами на покрытии дороги, разместят небольшие деревья в кадках, тогда как в исторической перспективе Большая Морская никогда не была зелёной. Стоимость такого преображения составит около 20 млн рублей.

Концепция архитектурной студии «32-е декабря» обращена к историческому контексту. Директор организации Дмитрий Лагутин видит в новой Большой Морской имперский стиль, который отсылает нас к 1812-1814 годам.

«Концепцией предусмотрена постановка скульптур гвардейцев, которые «въезжают» в арку Главного Штаба», — сказал он.

По его мнению, «гвардейский дух», городская легенда, некая мистика — всё это превратит разделенную на две части Большую Морскую в «место столкновения» прошлого и настоящего. Стоимость работ пока не рассчитывали.

Наконец, общественное движение «Красивый Петербург» представило свою концепцию, подготовленную на добровольных началах. При разработке проекта пешеходной улицы, считают активисты, необходимо учитывать мировой опыт и социологические данные. Например, весной 2013 года организаторы узнали, что каждый день примерно 40-45 тысяч пешеходов пытаются «протиснуться» здесь через припаркованные машины.

«На помощь пришло исследование, в рамках которого мы выяснили срез пользователей, то есть для кого это нужно делать. Разработка ведётся при активном взаимодействии с общественностью», — отметил координатор «Красивого Петербурга» Стив Каддинс.

Разработчики использовали партисипаторный метод работы – с активной вовлеченностью граждан. Авторы рассмотрели более ста предложений и пришли к выводу, что выделенное пространство необходимо разделить на несколько функциональных зон: рекреационно-досуговую, туристско-информационную и транзитную. В рамках этой концепции на Большой Морской планируют разместить скамейки круглой формы, чтобы отдыхающие могли смотреть на улицу с разных ракурсов, стенды с сувенирами, информационный пункт, вечнозелёные деревья, а также обустроить заезды во дворы, пешеходный и ограниченный транспортный транзит. Каддинс подчеркнул, что улица будет удобна для проведения различных мероприятий, так как на ней установят подиум, а скамейки не будут зафиксированы, что позволит перемещать их. Максимальная стоимость реализации этого проекта – 133 млн рублей.

Представители инициативной группы  — в которую, в частности, вошли социологи, урбанисты и архитекторы — заметили, что выбрать определённую концепцию будет непросто. При принятии решения они обещали обращать внимание на исторический контекст идей, наличие в основе проектов социологических исследований, функциональность зонирования, экономику и качество организационных подходов.

Как сообщал «Диалог» ранее, летом прошлого года участок Большой Морской улицы между Невским проспектом и аркой Главного штаба навсегда закрыли для транспорта. Полноценной пешеходной зоной улицу пообещали сделать к следующему сезону, а пока ограничились урнами и скамейками.

Подготовила Дарья Веркулич / ИА «Диалог»