В четверг в Сосновом Бору проходят общественные слушания по материалам обоснования лицензии на строительство и эксплуатацию первого и второго энергоблоков ЛАЭС-2. Речь идёт об основных материалах, касающихся строительства и работы станции, последующего обращения с радиоактивными отходами и оценки воздействия на окружающую среду. В преддверии слушаний участники проекта рассказали журналистам о сложившейся ситуации — и заявили, что готовы отчитаться о результатах расследования по фактам ЧП, происходивших в 2011 и 2015 годах на стройке, и отразить эти данные в обосновании лицензии. Первый энергоблок ЛАЭС-2 планируется ввести в строй к 1 января 2018 года, второй – вероятно, в течение 2019 года, передает корреспондент ИА «Диалог».
Андрей Фролов, начальник лаборатории «Атомпроекта» и главный докладчик на сегодняшних слушаниях, рассказал, что в октябре прошлого года экологической составляющей были посвящены отдельные дебаты, по результатам которых были откорректированы некоторые материалы. «Это очень детальные подборки, в которых содержатся все выполненные расчётные обоснования в полном объёме. Объём очень большой – в сумме восемь книг; также там содержатся все полученные лицензии и экспертные заключения», — пояснил он.
Строящиеся энергоблоки ЛАЭС-2, по его словам, относятся к поколению «3+» и будут снабжены водо-водяными реакторами ВВЭР-1200. Первый такой реактор был построен на Нововоронежской АЭС-2; такие же должны появиться на Балтийской АЭС в Калининградской области, Белорусской АЭС, 7-м и 8-м энергоблоках Тяньваньской АЭС в Китае и других объектах. В настоящее время, как рассказал Олег Иванов – главный инженер строящихся энергоблоков ЛАЭС – первая очередь ЛАЭС-2 в значительной мере готова.
«Блок состоит из реакторного и турбинного отделений, а также зданий и сооружений, которые обеспечивают технологию производства электроэнергии. В реакторном отделении – так называемом «ядерном острове» — внутренняя защитная оболочка закончена полностью. И металлическая облицовка, и бетон, внутри смонтированы так называемые каналообразователи натяжения, в них заведены тросы, которые будут натягивать гермооболочку. Заканчивается монтаж верхней части наружной защитной оболочки, монтируются баки аварийных систем. Монтаж технологических систем и оборудования турбинного отделения практически закончен, ведётся монтаж основных технологических систем реакторной установки, в стадии завершения – установка систем, обеспечивающих технологию, и аварийных систем», — рассказал Иванов. В конце I квартала начинается техническая обкатка, а в конце IV квартала планируется начать загрузку топлива в реакторы (с последующим физическим пуском, постепенным увеличением мощности и различными экспериментами). В мае 2017 года предполагается осуществить энергетический пуск, а к 1 января 2018 года – окончательно сдать блок в промышленную эксплуатацию. Как отметил главный инженер, смету на пусковые расходы удалось сократить примерно на 400 миллионов рублей – благодаря отказу от ряда вспомогательных сооружений.
Что касается второго энергоблока, то в связи со снижением спроса на электроэнергию (вызванного экономическим кризисом) экономически обоснованной считается работа в энергосистеме Северо-Запада не более пяти атомных энергоблоков. Поэтому срок ввода в строй «ЛАЭС2-2» связан с перспективой ликвидации первого из энергоблоков существующей ЛАЭС – сейчас предполагается, что это произойдёт в 2019 году; Иванов подчеркнул, что отставания от такого графика нет. Получена лицензия на сооружение третьего и четвёртого энергоблоков.
При этом строительство ЛАЭС-2 сопровождалось рядом нештатных ситуаций, которые привлекают особое внимание в связи с важностью и потенциальной опасностью объекта. Напомним, что 4 июля 2015 года лопнула одна из строп при подъёме блока защитных труб (БЗТ) весом 70 тонн. Деталь рухнула на дно незаконченного бассейна выдержки отработанного топлива, и восстановлению не подлежала. Сразу возникли подозрения касательно состояния этого резервуара, а также вопросы о том, как удастся в сжатые сроки заменить узел, сделанный по уникальному проекту «Ижорскими заводами».
«Расследование проведено: все операции по поднятию БЗТ осуществлялись по технологической карте, никаких отступлений от неё не было. До этого точно также поднимались корпус реактора и парогенераторы – на тех же синтетических стропах, которые покупались на государственном предприятии. БЗТ упал на контейнер, из которого его и достали, а под ним для избежания неравномерного механического воздействия на днище бассейна была сделана резиновая подкладка и шпальная выкладка. Контейнер самортизировал падение, а верхняя часть БЗТ вскользь прошла по стенам бассейна выдержки. Там, где это случилось, для исключения возможности появления микротрещин все металлические «марки» облицовки были срезаны, проведено обследование силами НИИ ЖБ им. Гвоздева и другого института. Заключение получено положительное: бетон не растрескался, ударного воздействия не было. Сейчас идёт повторная облицовка бассейна. Днище тоже обследовали ультразвуком, проведена дефектоскопия – выяснилось, что оно также не пострадало», — пояснил Иванов.
В результате расследования выяснилось, что в некоторых стропах из той же партии… не хватало части прядей, из-за чего и случился обрыв. Завод-изготовитель гарантировал, что стропы соответствуют нормативам и должны выдержать нагрузку – но этого не произошло. БЗТ решили заменить аналогичным узлом, предназначавшимся для второго энергоблока: концерн «Титан-2», который занимается строительством, взял этот вопрос на себя, как и все финансовые потери. Соответственно, новый блок почти закончен, и на 26 февраля намечена его установка в реактор. По словам Иванова, этот случай – и завал металлоконструкций, который произошёл в июле 2011 года – учтены в обосновании лицензии.
«Нам не безразлично общественное мнение – мы его ценим, и считаем, что диалог с общественными организациями, с отдельными гражданами, должен быть. Мы открыты для такого диалога, только считаем, что он должен быть конструктивным. Готовы общаться и с оппонентами – с компетентными оппонентами, конечно же», — добавил Игорь Ложников, заместитель главного инженера ЛАЭС по безопасности и надёжности.
По его словам, в 2017 году на ЛАЭС-2 должна побывать миссия МАГАТЭ, которая оценит ход строительства. Он отметил, что число нарушений на работающих атомных электростанциях страны в последние годы сокращается, причём речь идёт не об авариях, сопровождающихся радиационными выбросами, а только об отклонениях в работе станции (относящихся к нулевому уровню международной шкалы ядерных событий INES).
Подготовил Илья Снопченко / ИА «Диалог»