Site icon ИА «Диалог»

7 знаковых песен Дэвида Боуи

SPACE ODDITY (1969)

Эта песня – первый коммерческий успех Боуи после участия в ряде малозаметных проектов в 60-е годы. Она была задумана как насмешка над британской космической программой, а вышло так, что она появилась на свет одновременно с высадкой американских астронавтов на Луне (на Би-Би-Си её начали ставить только после того, как Нил Армстронг и иже с ним успешно вернулись на родную планету). Получился приятный номер с типичным для своего времени звучанием – обилием акустики и подпевок, хорошо заметным в миксе электроорганом (за которым на записи пребывал Рик Уэйкман, будущая звезда группы Yes). А лирический герой песни «майор Том» стал сквозным персонажем, который позже появлялся и в других произведениях музыканта. В 2013 году интерес к песне разгорелся вновь после того, как её спел американский астронавт Крис Хэдфилд во время своего пребывания на МКС: то была первая музыкальная запись, сделанная в космосе.

STARMAN (1972)

Тема космоса в творчестве Боуи продолжила развиваться и дальше – ведь на дворе была эпоха «звёздной гонки», когда человечество заинтересовалось тем, что находится за пределами родной планеты… и тем, что может прийти из-за этих пределов. Тогда Боуи придумал персонажа по имени Ziggy Stardust (если по-русски — Зигги Звёздная Пыль) – пророка, который несёт землянам надежду и избавление, обещанные «Звёздным человеком» (Starman), заглавным персонажем этой песни. Позже музыкант вспоминал, что ему было очень сложно отделить себя от образа Зигги: пришлось даже давать от его лица специальную пресс-конференцию с объявлением об уходе на покой. Что ж, в те времена, когда небо, как и земля с океаном, стало ареной безнадёжно запутавшейся борьбы двух сверхдержав, идея о том, что ответы и спасение, придут с далёких звёзд, проникла в творчество многих исполнителей. Здесь можно вспомнить, например, французов Magma с их сагой о кобаянцах, ради воплощения которой музыканты даже придумали целый искусственный язык.

FAME (1975/1990)

https://youtu.be/rvXrbKoGQOY

Это первая песня Боуи, достигшая первой строки в американских чартах. Один из её соавторов – Джон Леннон, а клип к переизданию 1990 года – созданный с использованием нарезки из прошлых видеороликов Дэвида – снял Гас ван Сент.

HEROES (1977)

https://youtu.be/Tgcc5V9Hu3g

Эта песня – заглавная с вышедшего в 1977 году альбома, второго в «берлинской» трилогии Боуи – была написана в соавторстве с Брайаном Ино, а на гитаре при её записи играл основатель King Crimson Роберт Фрипп. Это можно понять, если прислушаться к тому, что происходит за незамысловатым, на первый взгляд, мотивом и возвышенно-пафосным текстом (который в пору создания композиции отнюдь не казался нарочитым – ведь речь в нём идёт, ни много ни мало, о Берлинской стене). Множество необычных эффектов, создающих звуковое полотно – «конёк» Фриппа и Ино, а минималистичный клип с единственным действующим лицом – отличное добавление к образу.

LET’S DANCE (1983)

https://youtu.be/N4d7Wp9kKjA

1983 год – время, когда музыка диско официально уже почила в бозе, но народ ещё хотел танцевать. Let’s Dance – заглавная песня с 15-го альбома Боуи – проникнута не слишком свойственным музыканту позитивом и звучит весьма прямолинейно, но эта запись закрепила мэйнстримовую популярность Боуи в такой ипостаси… и даже заставила его продолжать творить в том же ключе, на время отказавшись от экспериментов. История эта завершилась примерно так же, как и сами «гламурные» 80-е: «волосатые» стили разной степени тяжести угодили под каток гранжа – Nirvana, Soundgarden, Alice in Chains – а сам Боуи на время завершил сольную карьеру и создал новую хард-рок группу Tin Machine, «чтобы вернуться на верный творческий путь».

BLACKSTAR (2015)

И хотя сингл Blackstar вышел в свет в конце ушедшего года, альбом одного с ним названия появился в продаже 8 января, в 69-й день рождения Боуи и за два дня до его смерти. Десятиминутный клип – это само по себе небанально (навскидку на ум приходит разве что November Rain от группы Guns ’n Roses), но это творение режиссёра Йохана Ренка – настоящий психоделический шедевр с настроением под стать музыке. Он полон загадочных и пугающих образов, а к середине девятой минуты окончательно приобретает характер бредового кошмара. Это не та песня, которую будут крутить по радио, но именно этот альбом станет эпитафией Боуи. Кто-то говорит, что он, зная о своей болезни, мог специально сделать запись такой… прощальной.

LAZARUS (2016)

Из слов этой песни — и видеоряда, в котором сам Боуи лежит на смертном одре, с завязанными глазами (на месте которых пришиты пуговицы — так же, как и в клипе Blackstar) — становится понятно, что музыкант действительно творчески осмыслил даже собственную неминуемую смерть от рака:

Look up here, I’m in heaven
I’ve got scars that can’t be seen…

Подготовил Илья Снопченко / ИА «Диалог»