Поскольку все автомобилестроительные заводы, расположенные в Петербурге, лишь собирают машины из привозных запчастей – а они поступают в значительной мере из Турции — перебои с поставками компонентов грозили остановкой производства. Так, за две недели, начиная с 26 ноября, не было выпущено ни одной декларации на товары из Турции, скажем, для фабрики Toyota. С аналогичными проблемами столкнулись и предприятия, не относящиеся к автомобилестроительному кластеру: например, дочернее предприятие ОАО «Силовые машины», занимающееся производством высоковольтных предприятий совместно с японской Toshiba.
«Автомобильная промышленность остается одной из ведущих отраслей промышленности Санкт-Петербурга. В городе размещены производства ведущих мировых автопроизводителей, а также поставщиков автокомпонентов. Совокупная мощность действующих автосборочных производств, расположенных в городе, составляет почти 400 тысяч автомобилей в год. При этом на предприятиях занято около 8 тысяч человек. Таким образом, сегодня доля Санкт-Петербурга в структуре общероссийского производства легковых автомобилей составляет от 22 до 24 процентов. В обстоятельствах сохранения негативной ситуации, связанной с неполучением грузов и нерегулярностью поставок комплектующих и сырья, предприятия будут вынуждены в ближайшее время остановить действующие производства», — предупреждал вице-губернатор в письме, которое цитирует «Интерфакс».
Неделю назад, однако, руководство ФТС заявляло, что никаких задержек с поставками из Турции запчастей нет, а стопроцентному контролю подвергаются лишь те товары, которые попали в санкционный список (комплектующие в него не входят: в основном речь идёт о сельскохозяйственной продукции). Практика оказалась несколько иной. Так, российское отделение компании Nissan указало, что грузы идут, но возросли сроки таможенного оформления товара – с одних суток до трёх. Задержки происходили на нескольких территориальных таможнях: Балтийской, Санкт-Петербургской, Пулковской. И лишь впоследствии ФТС согласилась, как заявил глава комитета по промышленной политике и инновациям правительства Петербурга Максим Мейксин, наладить пропуск товаров.
«Вводить санкции было не мудро в принципе – ни те, ни другие. Последний набор, с точки зрения экономиста – это вообще безумие, какой-то экономический «Талибан». И пусть автокомплектующие и не попадали в «чёрные списки» – у нас репрессивный аппарат настолько остро реагирует на команды (и даже на настроения) верхов, что готов бежать впереди паровоза. Возможно, поэтому они стали свой охотничий инстинкт отрабатывать на турецких студентах, турецких деталях, турецких бизнесменах, хотя официально, кроме определённого набора товаров, никаких санкций в связи с турецко-российскими отношениями нет. При этом Турция более развитая страна, чем Россия, в том, что касается техники и технологий, поэтому никакого презрительного отношения к ней быть не может. Экономика у неё более диверсифицирована, есть и сборка автомобилей, и производство деталей – не меньше, чем в России», — прокомментировал ситуацию в беседе с корреспондентом ИА «Диалог» экономист Андрей Заостровцев.
В городском комитете по промышленной политике и инновациям фактически подтвердили правоту Заостровцева: там предположили, что препятствование поставкам комплектующих – «перегиб на местах», вызванный «анти-модой» на всё турецкое. Детали были остановлены на таможне, промышленники обратились в Смольный… После этого, по словам официального представителя ведомства Алексея Зубарева, городским властям (конкретно – аппарату вице-губернатора Сергея Мовчана) пришлось в ручном режиме решать с Федеральной таможенной службой вопрос о свободном доступе турецких комплектующих именно для петербургских автосборочных предприятий.
«Все команды Федеральная таможенная служба получила – там всё в порядке. Был создан оперативный штаб по решению проблемы комплектующих под руководством Мовчана. Весь день велись постоянные переговоры. Потом пошли команды, и из портов, с таможни, стали вылетать грузы, которые никто, собственно, задерживать и не планировал. Детали должны поступать ежедневно – если для сборки автомобиля не будет хватать, скажем, одного резинового уплотнителя, то машина собрана не будет. Основная проблема – вопрос о замене турецкой продукции, пусть даже «на всякий случай». Мы проконсультировались с нашими производителями, и нам сказали, что заменить её, конечно, можно, но потребуется время на перестройку логистических цепочек», — сказал Зубарев.
Промышленники готовы изменить схемы снабжения – над этим вопросом, среди прочего, и будет работать вышеупомянутый оперативный штаб. Однако насколько стабильным будет обеспечение комплектующими в дальнейшем, наверняка утверждать нельзя.
«Дальнейшие перспективы мне видятся очень плохими. Бизнес не знает, что ещё выкинут силовики, что ещё запретят – поэтому боится заключать новые соглашения с Турцией, и даже от имеющихся старается избавиться, хотя это экономически невыгодно. Это наносит огромный ущерб. Но заменить всё невозможно – мы же не будем выращивать финики, ананасы… Мировая торговля и международное разделение труда сложились в силу своей выгодности, экономической эффективности. Будь это эффективно, все страны жили бы за каменными стенами и всё производили сами. Производство в своей стране оправдано, когда оно экономически выгодно, а если это не так, что выгодно покупать детали за рубежом, а свою продукцию продавать, получать валюту и приобретать другие товары. На этом строится международное разделение труда, которое повышает общую производительность в мире. Если искусственно вмешиваться в этот процесс, богатство будет разрушаться», — отметил Заостровцев.
Тем временем, Федеральная таможенная служба сообщила, что «приняты дополнительные меры по обеспечению ввоза товаров и комплектующих для предприятий отечественной промышленности», и подтвердила сведения о полном и беспрепятственном пропуске автокомпонентов из Турции, как об этом ранее заявлял первый заместитель руководителя ФТС России Владимир Малинин.
Подготовил Илья Снопченко / ИА «Диалог»