В Музее антропологии и этнографии – более известном как Кунсткамера – представили проект ребрендинга этого культурного учреждения. За модным словом, как выяснил корреспондент ИА «Диалог», стоит не только и не столько смена логотипа на официальных документах и вывесках, сколько целая новая концепция развития и пропаганды музея для новой аудитории – в первую очередь молодёжной.
Ещё в 2014 году, напомним, старейший общедоступный музей России отмечал своё 300-летие: тогда было объявлено о начале проекта «Кунсткамера III тысячелетия». Теперь эта инициатива обросла конкретными измерениями: появится мобильное приложение, которое позволит получать информацию об экспонатах, гуляя по музею со смартфоном, а также возможность совершить виртуальную экскурсию по залам, не выходя из дома. Наконец, создан специальный сайт «Кунсткамера Y», ориентированный на молодёжную аудиторию – так называемое «поколение Y», не представляющее себе жизни без Интернета. Этот сайт содержит видеорассказы сотрудников хранилища в доступной форме – и собрание этих записей будет постоянно пополняться.
«Проект, который мы вам сегодня представляем, очень важен. Я хотел бы начать с напоминания о том, что мы находимся в старейшем государственном музее страны. Его также можно назвать и старейшим научным учреждением России – и это тоже чистая правда, потому что Кунсткамера была создана на десять лет раньше Российской академии наук. Российская наука началась в этом здании и в соседнем, где теперь размещается Зоологический музей. Первым посетителем музея в нашей стране стал гость Кунсткамеры: в 1719 году она открыла свою временную экспозицию, которая существовала совсем недолго (в Кикиных палатах), но в это время началось строительство этого здания – опять-таки, старейшего музейного здания страны и второго в мире. В последние месяцы, работая над проектом «Кунсткамера III тысячелетия», я часто слышал от журналистов, что Кунсткамера наконец-то решила что-то изменить, сделать что-то новое. Но я должен со всей ответственностью сказать, что наш музей меняется все время – и как один из самых популярных и посещаемых музеев страны, и как ведущий научный центр страны в области изучения культурного наследия. «Но в чём же тогда смысл проекта «Кунсткамера III тысячелетия», если всё и так хорошо?», спросите вы меня. Прежде всего, смысл и назначение этого проекта в том, что он заставил нас задуматься, как объединить целый ряд наших идей – новых, инновационных идей, которые отвечают вызовам информационной эпохи и привлекут внимание молодого поколения к нашему уникальному музею», — сказал директор Кунсткамеры Юрий Чистов.
По словам директора, руководство Кунсткамеры не первый год прилагает усилия к тому, чтобы посетители приходили в интересный для них музей – и начинания Петра I предполагается продолжать совершенно новыми способами. В этом оказал помощь благотворительный фонд Владимира Потанина – помощь не только финансовую, но и экспертную, и в том, что касается поиска партнёров.
«Наш фонд на протяжении всего своего существования занимается поддержкой российских музеев – и для нас очень важно, что они тоже откликаются на наши инициативы. Современный музей должен быть доступным для самой широкой аудитории, обязательно являться центром просвещения и образования. Проект «Кунсткамера III тысячелетия» позволил МАЭ стать ещё более открытым и доступным. Мы уверены, что благодаря новой коммуникационной стратегии мы получим модель взаимодействия посетителей, сотрудников музея – тех, кто создаёт экспозиции и предлагает нам своё видение коллекции – и учёных, которые всё это изучают. Эта модель поможет развитию и других российских музеев – в частности, позволит им критически посмотреть на собственный опыт. Если уж Кунсткамера не побоялась критически оценить наследие Петра, то остальным уж точно можно это попробовать – и совместить богатейшую историю и традиции с новыми подходами и технологиями», — заявила гендиректор Благотворительного фонда Владимира Потанина Оксана Орачева.
Цель проекта, как пояснила заместитель гендиректора Кунсткамеры Юлия Купина – позволить посетителю самому формировать культурную среду, а музею – помочь себе с финансовым обеспечением.
«Мы включаем в информационное поле музея не только тех людей, которые приходят к нам, но и тех, кто находится, может быть, за тысячи километров отсюда, но все равно присутствует с нами», — отметила она.
Проект рассчитан на два года: в 2015 году в основном шла разработка концепции и фирменного стиля, стратегии поведения в социальных сетях и других принципиальных основ, тогда как в 2016 году в полной мере заработает мобильное приложение для посетителей, а на сайте появятся интерактивные панорамы. Общая стоимость проекта – около 7 миллионов рублей.
«Но это не самое важное: тот капитал общения, коммуникации, который мы приобрели – вот самое главное», — добавила Купина.
Мобильное приложение разработано для смартфонов на базе ОС Android и iOS. Программа соединяется с общей базой данных музея – в которой размещены и текстовая информация, и фотографии, и аудиозаписи. Положение посетителя определяется при помощи расположенных на стенах маячков, использующих технологию беспроводной связи Bluetooth (большая часть мобильных телефонов сейчас оснащены приёмниками-передатчиками такого рода). Они пока размещены не везде, но, скажем, в зале «Африка» их имеется около 15 штук. Подойдя к витрине, посетитель может получить по запросу любую интересующую его информацию (в том числе о каждом из экспонатов) на экране своего смартфона. К концу 2016 года действием этой системы должна быть охвачена вся Кунсткамера.
Что же касается виртуального тура, то он позволит пользователю изучить трехмерные панорамы всех 13 экспозиционных залов (для этого было отснято около 70 панорам). Опять-таки, остановившись перед витриной, гость сможет точно так же получить информацию об экспонатах. Кроме того, в рамках проекта был создан новый фирменный стиль музея – основанный, впрочем, на использовании знаменитого профиля здания Кунсткамеры. И даже один из шрифтов, применяемых в рамках визуального образа, восходит к первым образцам современных русских шрифтов, придуманных в качестве замены старой славянской графики.
«Мы отправились на три века назад, вернувшись к петровской реформе гражданского шрифта. Всем нам известно, что огромное влияние на Петра I оказало его путешествие в Голландию, откуда он привез большое количество печатных изданий. В рамках очередного варианта предложения по визуализации фирменного стиля мы использовали дополнительный шрифт, основанный на творении голландских шрифтовиков конца XVII века», — рассказал дизайнер Митя Харшак, работавший над проектом.
Наконец, эксперты Кунсткамеры и команда проекта «Лекториум» готовят общедоступный просветительский курс, который запустят в Сети уже с марта будущего года. В его рамках имеется несколько глав, посвящённых различным темам. Ученые музея будут даже отвечать на вопросы слушателей в режиме реального времени.