Site icon ИА «Диалог»

Депутатам Законодательного собрания предложили провериться на ВИЧ

вич-инфекция спид передвижной пункт

фото: Илья Снопченко / ИА "Диалог"

Пока в мобильном пункте для тестирования – микроавтобусе, припарковавшемся в самом начале Конногвардейского бульвара – не было гостей, корреспондент «Диалога» решил сам провериться на ВИЧ и гепатит C. Процедура оказалась предельно простой: сначала заполняется анонимная анкета (в которой даже от имени берутся только первые три буквы). Вопросы вполне очевидные, например «Имелся ли у вас опыт употребления инъекционных наркотиков?», «Опыт сексуальных отношений с человеком, оказывающим секс-услуги за деньги?» «Риск инфицирования ВИЧ (гепатитом C) за последние 3 месяца?» Нет, нет, нет… можно практически по всем пунктам назвать себя образцовым гражданином. Однако на последнем пункте нужно остановиться подробнее. Соцработник Ольга, с которой я побеседовал после прохождения теста, отметила, что «подцепить» гепатит C сейчас довольно просто: если ВИЧ не живёт во внешней среде и гибнет в процессе кипячения при температуре выше 58 градусов, то гепатитом C зачастую заражаются, например, женщины, сходившие в непроверенный маникюрный салон… Другие рискованные процедуры – это нанесение татуировки или пирсинга, ну и, конечно же, переливание крови.

За анкетой – время самого теста: один укол в палец, и кровь (крошечная капля – для проверки на гепатит C, побольше – на ВИЧ) наносится на две специальные тестовые полоски. Меня больше беспокоит, как бы успеть сделать снимок, и я донимаю фельдшера Римму Белову просьбами действовать помедленнее. Тест взят, и я жду около десяти минут, прихлёбывая предложенный чай.

«Вот два «диалоговых окошечка». Между ними должна появиться контрольная полоска, которая говорит нам, что тест исправен… Антител у вас не обнаружено, видите? То есть ВИЧ-инфекции у вас нет. То же касается и гепатита C. С чем я вас и поздравляю», — говорит фельдшер, когда результат проявляется. Я забираю полоски – на память – и отправляюсь к зданию ЗС.

Не следует, конечно же, думать, что активисты «Гуманитарного действия» проводят такие выездные проверки раз в год, «к дате» – Всемирному дню борьбы со СПИДом. Этот же передвижной пункт тестирования пять дней в неделю колесит по городу, останавливаясь в оживлённых местах – у станций метро, входов в парки – где прохожим предлагают провериться.

«Акция происходит не только 1 декабря – мы часто проводим мероприятия, связанные с профилактикой ВИЧ-инфекции в учебных заведениях, медицинских учреждениях. Так, недавно проводили акции совместно с поликлиниками. Люди приходят, тестируются: молодёжь – особенно активно. На улицах всё бывает по-разному, реакция тоже бывает всякой – но в большинстве случаев люди соглашаются, потому что мы приглашаем, рассказываем о том, насколько это важно… И даже если они изначально не хотели проверяться, то после разговора с нами часто соглашаются тестироваться», — рассказывает Ольга.

При этом уровень грамотности в вопросах, связанных с ВИЧ, по её словам, не радует. «Люди плохо осведомлены о проблеме с ВИЧ – о том, что у нас в стране эпидемия, о том, как передаётся вирус. Знания у людей не очень хорошие – нужно проводить больше профилактических мероприятий», — сокрушается она. И рассказывает о довольно неожиданной проблеме: оказывается, среди молодёжи существует проблема с… дороговизной презервативов! Пачка из трёх «изделий №2» стоит в среднем около 135 рублей. Вспоминаю свою молодость, когда денег порой не хватало ни на что, и соглашаюсь – действительно, такая статья расходов может сильно ударить, например, по бюджету студента, не имеющего постоянной работы…

У входа в Мариинский дворец, тем временем, обосновалась девушка в синем с плакатом «У меня ВИЧ – обними меня!» Это – проверка не столько на пресловутую толерантность, сколько на знание матчасти: ВИЧ, напомним, не передаётся бытовым путём, а только через биологические жидкости и нарушенную слизистую оболочку. Соответственно, прикасаясь даже к заболевшему человеку неповреждённой кожей, заразиться невозможно. Обнявшись, занимаю место рядом и жду, пока появится кто-нибудь из депутатов ЗС, у которых как раз наступает перерыв в заседании. Ольга тем временем начинает раздавать листовки с информацией о тестировании. Но желающих хотя бы взять листочек среди снующих мимо людей находится не так уж много, и большинство засовывает бумажку в карман, даже не просмотрев её. Некоторые, впрочем, соглашаются обнять девушку с плакатом – правда, из прошедших мимо депутатов за время моего пребывания это сделали только Сергей Шатуновский и Марина Шишкина. Стоящий рядом видеооператор спрашивает у неё, что побудило её это сделать.

«Потому что это такие же люди, мы должны это помнить. Никто ни от чего не застрахован. Удачи вам!» — практически на бегу говорит Марина Анатольевна и скрывается в направлении Исаакиевского собора.

Через какое-то время из ЗС выходит председатель комитета по социальной политике Александр Ржаненков. Одобрительно улыбается, бросает пару слов и исчезает за углом – в направлении здания комитета. Утром он уже беседовал с представителями «Гуманитарного действия» – говорил, что, со своей стороны, будет делать всё возможное для поддержки ВИЧ-инфицированных. Депутат Игорь Высоцкий, напротив, шагает мимо, словно не заметив ни девушки с плакатом, ни протянутого листка…

вич-инфекция спид передвижной пункт

«А почему, собственно, депутаты?» — спрашиваю я Сергея Дугина – директора Санкт-Петербургского благотворительного общественного фонда медико-социальных программ «Гуманитарное действие», организовавшего эту акцию — «Потому что депутаты Законодательного собрания, на наш взгляд – это те, кто творит законы для людей, и они должны быть примером для всех остальных граждан. Я немного удивлён: вчера был репортаж на LifeNews, в котором Катерина с этим же плакатиком стояла у Казанского собора… И там за полтора часа человек сто подошли и с улыбкой, с пониманием её обнимали. Здесь выходят депутаты – и я очень благодарен тем, кто понимает эту проблему и то, что это такие же люди, как и все остальные. Но большинство людей, проходящих мимо, делают это с такими каменными лицами… То ли это жизнь их заставила, то ли у них такое отношение к этой проблеме?» — отвечает он. Но кое-кто из депутатов и сотрудников комитетов, по его словам, в итоге всё-таки побывал в мобильной лаборатории.

Наконец, немного статистики и свежей информации по теме… которые, мягко говоря, назвать обнадёживающими трудно. В Роспотребнадзоре объявили, что на сегодняшний день происходит генерализация эпидемии ВИЧ: теперь в группе инфицированных находятся люди из всех слоев населения, а не только преимущественно люди из общеизвестных групп риска. Кроме того, ежегодно растет число новых выявленных случаев ВИЧ: с января по октябрь 2015 года территориальные центры по профилактике и борьбе со СПИД сообщили о 73 777 новых случаях ВИЧ-инфекции среди россиян – это на 12 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года. Показатель заболеваемости составляет 50,4 на 100 тысяч населения, а пораженность – 534 человека на те же 100 тысяч (в России официально зарегистрировано около 750 тысяч инфицированных, но реальные данные, вероятно, значительно выше). К тому же это средняя цифра по всем 85 субъектам, тогда как есть регионы, в которых она намного больше. Печальное «лидерство» — у Свердловской области (1511 на 100 тысяч населения – больше полутора процентов!), да и Санкт-Петербург с Ленобластью тоже попали в десятку (1116 и 941 человек на 100 тысяч соответственно). Радоваться, как мы видим, совершенно нечему…

Подготовил Илья Снопченко / ИА «Диалог»