Название вашей группы родилось из синтеза фамилий солисток. А если говорить об Александре Ефимыче как об «очеловеченном» образе вашей группы, какими качествами он обладает?
Александрова: Это старенький и добрый дедушка, который любит своих внуков, поет им песни и рассказывает небылицы, легенды.
Ефимова: А ещё он очень расслабленный, курит сигару. Скорее всего, живет на берегу моря в соломенной хижине.
Вы называете свою музыку необычной. В чем заключается эта необычность?
Александрова: Мы, скорее, называем ее душевной и простой, потому что наши песни – это cover-версии композиций разных исполнителей, собранные по всему миру: кубинские, португальские, французские, латиноамериканские…
Ефимова: Возможно, для кого-то странность заключается в выборе музыкального направления. Все обычно выбирают что-то стандартное. Джаз, например.
Александрова: Или еще хиты восьмидесятых-девяностых любят перепевать. Мы, скорее, пытаемся адаптировать для российского слушателя необычные песни, которые нам нравятся. Собираемся вместе с музыкантами, работаем над песнями, переделываем их, руководствуясь собственными ощущениями.
По каким критериям вы выбираете исполнителя или песню?
Ефимова: Бывает, что «натыкаемся» на песню и сразу понимаем, что хотим сделать с ней нечто интересное. Такую песню мы можем просто услышать у друга в телефоне. Потом узнаем название и исполнителя, находим и перепеваем.
Александрова: Однажды я совершенно случайно попала на концерт в «Зал ожидания». Спросила, кто выступает, а мне ответили: «Лондонские евреи». И вот на их выступлении одна песня меня просто покорила.
Ефимова: Нами движет стремление петь то, что у людей в плеере. Мы заметили, что очень часто все поют не то, что слушают. В основном поют то, что кому-то удобно или выгодно. А слушают совершенно другое: очень интересные мелодии и песни, которые никто не воспроизводит.
Александрова: Есть такие меломаны, которые скидывают нам песни и даже целые альбомы, просят перепеть.
Работая с разной этнической музыкой, с какими трудностями вы сталкиваетесь?
Александрова: Основная проблема даже не в вокале, а в языке. Мы стараемся, чтобы человек, который разговаривает на иврите, пришел, услышал песню и все понял.
Ефимова: Мы по букве разбираем слова. Когда я не слышу окончание или паузу, повторяю еще и еще раз.
Александрова: А по поводу вокала… Есть у нас пианист замечательный, который обладает абсолютным слухом. Он слышит, если мы делаем ошибки, сразу нас исправляет.
Ефимова: Разбираться в языке, кстати, очень интересно. Там бывают, например, разные буквы «р». Ты пытаешься понять, как их произносить. Надо попробовать в будущем исполнить японские и азиатские песни.
Когда вы готовитесь к исполнению таких песен, насколько глубоко погружаетесь в изучение языка, культуры?
Ефимова: Глубоко погружаемся в перевод, чтобы точно понимать, о чем поем. Это очень важно. Главная тенденция – о чувствах поют все. Единственное, если это португальский, то исполнение должно быть более темпераментное.
Александрова: Мы берем изначально необычные песни. Читаем про творчество исполнителя. Самое главное здесь – это чувствовать то, что поешь.
Ефимова: Да, именно так. Тогда и зритель всё поймёт, хоть песня и на другом языке.
На какую аудиторию рассчитана ваша музыка?
Александрова: Очень странно, но к нам приходили люди абсолютно разного социального статуса, положения, музыкальных предпочтений.
Ефимова: Скорее всего, пойти на нас оптимально ребятам 20-25 лет, вегетарианцам, которые увлекаются всем этническим. Вот им было бы интересно к нам заглянуть. Но когда нас слушают мамы наших друзей, то все равно отзываются положительно. На концерте как-то раз сидели пожилые дамы за 60 и очень внимательно слушали. Для них у нас интересные вокальные раскладки, может быть, это их и привлекло.
Александрова: Вообще, группа «Александр Ефимыч» — это некоммерческий проект. Наша группа – друзья, которые любят собраться, исполнить вместе песни. Мы не думали о целевой аудитории. Кто-то приходит случайно, кому нравится – добавляются в группу, слушают нас, ходят на концерты.
Как был рожден коллектив?
Ефимова: Мы вместе учились, Алена готовилась к конкурсу, нашла песню Папы Вембы…
Александрова: Помню, мы стояли в коридоре, я дала Люде плеер со словами: «Слушай, какая песня классная, вот бы нам её вдвоем спеть!» Мы сделали песню с хорошим аккомпаниатором, потом у нас сменился состав. Мы привлекли прекрасного актера театра на Литейном Сергея Миронова, который затем некоторое время с нами работал. Так как у нас в театрах (участницы группы работают в театре «Битком» — ИА «Диалог») разные графики занятости, мы, к сожалению, не смогли дальше работать вместе и пригласили наших коллег по спектаклю «Красная помада» (один из спектаклей «Биткома», идущий в Мюзик-Холле — ИА «Диалог»).
Ефимова: Сначала была одна песня, потом родилась вторая, которая тоже, так сказать, «выстрелила». Мы поняли, что в этом направлении двигаться интересно. Не с точки зрения поиска целевой аудитории или какой-то коммерческой выгоды, а с точки зрения чистого интереса. Мы ведь идем очень маленькими шажками. Кропотливо выбираем материал, а затем выдаем песню. Первая песня прозвучала в 2008 году, следующая – через год. Группу мы начали создавать вообще еле-еле: три-четыре песни у нас было. И только сейчас мы идем к какой-то полноценной программе, у которой будет своя стилистика и своя атмосфера.
Вы уже думали, как эта концертная программа будет выглядеть?
Александрова: Думали, у нас было несколько идей, но все всегда упиралось в финансирование. Когда ты хочешь сделать нечто атмосферное, это уже априори подразумевает вложение каких-то средств. Как, например, Snow Show (спектакль клоуна Вячеслава Полунина — ИА «Диалог»). Не может быть Snow Show без кучи снега, больших шаров, специального освещения. А некоторые наши идеи полностью завязаны на декорациях.
Ефимова: Сейчас мы пока пытаемся реализовать идею того, что объединяет нашу музыку. Наша музыка – это некий Вавилон, собрание разных языков, культур во что-то одно. Везде речь идет о человеческих чувствах и любви. Абсолютно везде.
Александрова: Хотелось бы просто сделать спектакль, театральный концерт, но пока мы не нашли необходимые средства для реализации этого проекта.
Группа появилась в стенах Театральной академии. Присутствуют ли в выступлениях театральные элементы?
Ефимова: Присутствуют. Без этого никак. Просто выйти и спеть – не хочется, ничего интересного.
Александрова: Наверное, в этом и заключается самое интересное: когда мы приносим песню, чтобы спеть в одном определенном варианте, а потом наш пианист предлагает сделать композицию более театральной, под старый цирк, например. И мы начинаем петь. Рождается удивительная атмосфера, сопровождаемая, например, партией флейт.
Ефимова: Хочется сразу надеть костюм, задумываешься, как бы выглядел этот номер. Главный вопрос – финансовый. Только он останавливает, например, идею снять видео или клип.
Какая у группы «Александр Ефимыч» основная особенность, выделяющая ваш коллектив среди других?
Ефимова: Мы не только выбираем очень редкие песни, но и делаем интересные миксы. У нас уже есть одна такая проба. Мы берем песни, которые, казалось бы, вообще не сочетаются: произведения двух разных культур, персонажей, вокалистов, которые друг с другом не связаны. Просто интересно, как зритель на это отреагирует. Мы взяли песни Боба Марли и Вертинского, а затем соединили.
Александрова: Просто мы вдруг понимаем, что очень любим звучание регги, а Вертинский – это наше все, классика, очень талантливый автор.
Ефимова: Есть идея интересного микса, но в другом стиле. Нам нравится с этим экспериментировать. Скучно петь песню, которую исполняют все. Нам хочется взять необычный материал или даже два несочетаемых материала и при этом еще спеть с интересными интервалами.
Вы будете участвовать в шоу «Два ведра» 2 декабря. Вы как-то готовитесь к этому?
Ефимова: Никак не готовимся. Для нас это, видимо, просто повод встретиться, пообщаться и лишний раз спеть в удовольствие. Очень хочется, чтобы было много народу, чтобы все было не напряжно и очень весело!
Беседовала Дарья Веркулич / ИА «Диалог»