Site icon ИА «Диалог»

В петербургском ЗС прокомментировали ситуацию с протестами дальнобойщиков

Заседание ЗакСаПредставители четырех партийных фракций Законодательного собрания Петербурга ответили на вопрос о том, каково их отношение к акциям дальнобойщиков, и как необходимо на них реагировать. Как передает корреспондент ИА «Диалог», суждения варьировались от радикальных (в устах главы фракции «Справедливая Россия» Алексея Ковалева) до весьма осторожных (так высказался спикер ЗС Вячеслав Макаров, представляющий партию «Единая Россия»).

«Мы — то есть и наша партия, и ее фракция в Государственной думе, и наши депутаты в ЗС (в том числе Алексей Юрьевич Палин, председатель комиссии по транспортному комплексу) — уже в течение последних нескольких месяцев работаем и с дальнобойщиками, и с правительством. Дело в том, что эти деньги пойдут в карман господам Ротенбергам. Это родственники друзей правящего клана — вот о чем разговор: о трех триллионах рублей, которые Ротенберги получат за несколько лет эксплуатации системы взимания сбора «Платон». Вы представляете, какие это деньги? И эти средства уйдут мимо бюджета Российской Федерации. Это первое основание, по которому всю эту порнографию нужно прекратить полностью, и не давить на наши грузоперевозки, не брать деньги у людей из кармана, чтобы переложить в карман этих супербогатых личностей», — высказался Ковалев.

Однако идеологическими соображениями его неприятие системы «Платон» (введение которой, напомним, уже привело в последние две недели к массовым протестам транспортников по всей России) не исчерпывается. Как отмечали сами участники акций, электронная составляющая комплекса не выдерживает никакой критики: регистрация в системе сопряжена с немалыми трудностями, транспондеров не хватает, и поэтому даже те, кто желает «вписаться» в это новшество, зачастую не могут этого сделать. За этим, по мнению Ковалева, стоит желание государства (и отдельных «приближенных личностей», упомянутых депутатом) побыстрее начать собирать деньги, не продумав то, как реализовать это намерение на практике.

«Второе — это сама организация этой системы. Она настолько сложна, настолько затратна, неудобна — не говоря уже о тарифах — что люди попадают под огромные штрафы из-за неуплаты этого сбора просто потому, что не могут выполнить все технические требования, которые предъявляются к их машинам, к их оборудованию. Все это непродумано — но почему? Потому что налог, как при Иване Грозном или царе Алексее Михайловиче, отдали «на откуп»… примерно как за вино раньше были откупы. Так действовали очень давно — со времен Ассирийской державы, думаю — и особенно в тех странах, которые ведут азиатский способ производства, если выражаться по Карлу Марксу. Что ж, у нас примерно такая организация государства», — отметил справедливоросс.

Возглавляющий группу депутатов от КПРФ Владимир Дмитриев был менее резок в суждениях, и указал на то, что коммунисты готовы помочь протестующим — правда, не объяснил, каким именно образом.

«Мы работаем с самого начала, с возникновения этой проблемы, потому что считаем необоснованными повышение в два с лишним раза стоимости их работы (если считать через километраж), и понимаем, что это сразу повлечёт за собой увеличение цен на все виды товаров, которыми мы пользуемся — это и пищевые продукты, и одежда, и всё остальное, что угодно… вплоть до станков и оборудования. Поэтому мы считаем эти действия власти неверными, необоснованными, и стараемся помочь этим людям в их непростой ситуации», — заявил Дмитриев.

При этом он отметил, что встречи с бастующими дальнобойщиками не планируется.

Лидер фракции «Яблоко» Григорий Явлинский назвал протесты закономерным следствием попыток правительства решить хотя бы часть экономических проблем за счёт населения и бизнеса.

«Одним из ярких примеров сложившихся в стране тяжёлых экономических реалий является ситуация, которая складывается с протестами дальнобойщиков. Им предлагается вполне обоснованная мера, связанная с пополнением дорожного фонда для ремонта дорог, но это делается в такой момент, когда экономика (и города, и страны в целом) находится в очень тяжёлом положении, и ситуация постоянно ухудшается. Поэтому на фоне таких процессов нужно понимать, что такие протесты — это только самое начало. Они будут усиливаться и расширяться. Вот пример того, как разумная мера — перспективная и нужная — вводится в такое время, когда её невозможно вводить», — заявил политик.

Явлинский уверен, что федеральное правительство должно искать другие способы пополнения бюджета и стабилизации экономической ситуации, потому что действия вроде введения системы «Платон» — которая предусматривает взимание сбора с водителей грузовиков массой свыше 12 тонн за проезд по федеральным трассам — не только питают социальное недовольство, но и усугубляют кризис и инфляцию.

«Вообще сейчас, если судить по тому, как устроен бюджет, нужно твёрдо сказать: никакие фискальные меры — давление на население, дополнительные поборы, платежи, повышение налогов — в условиях падающей экономики невозможны, потому что это приведёт к ускорению социального кризиса. И акция дальнобойщиков это подтверждает. Отдельный вопрос — в том, что система «Платон», против которой они протестуют, связана с олигархическими кругами, но сама мера — плата за дороги — нормальна. Однако сейчас экономика в столь тяжёлом положении, что даже нормальную меру уже вводить невозможно. Это очень важное обстоятельство», — считает депутат.

Наиболее осторожно высказался спикер Законодательного собрания Вячеслав Макаров, который одновременно занимает должность секретаря политсовета Петербургского регионального отделения «Единой России».

«Любой вопрос, который касается экономики, не должен переводиться в политическую плоскость, тем более — в плоскость каких-то стихийных выступлений. Я убеждён в том, что эта проблема не решается различными акциями — это нужно делать за столом переговоров: между профсоюзами, организациями, которые занимаются автомобильным бизнесом, дорожниками. То, что ее нужно решать — и посмотреть, где здесь экономическая целесообразность, а где политические моменты — это однозначно. Но когда мы начнём разговаривать — а делать это надо обязательно, оперируя экономическими вопросами — тогда и получим однозначный результат», — сказал он.

Как сообщал «Диалог» ранее, с 15 ноября водители большегрузных автомобилей (массой более 12 тонн) должны платить за проезд по федеральным дорогам России 1 рубль 53 копейки с каждого километра пройденного расстояния. Изначально предполагалось, что эта сумма будет в два с половиной раза выше — 3,73 рубля за километр; потом сошлись на более низком тарифе — 3 рубля 6 копеек за километр, начиная с весны будущего года (до того сбор будет половинным: 1,53 рубля). Но и такой размер платы вызывает недовольство перевозчиков: они указывают на то, что их бизнес и так приносит очень небольшую прибыль, тогда как средства на содержание и ремонт дорог уже собираются через транспортный налог и топливные акцизы. С 11 ноября в стране (и в Петербурге в частности) проходят масштабные акции протеста в разных формах.