По словам эксперта, несмотря на то, что онкозаболеваниям подвержены в первую очередь люди в возрасте, молодые от рака защищены не всегда. И в этом случае опасность представляет именно наследственный фактор возникновения опухолей.
«Наследственных факторов риска развития рака уже известно достаточно много, но наиболее значимый – это мутации в гене BRCA. Они наблюдаются примерно у 0,1% нашего населения, то есть это относительно ёмкое явление, но чаще в регионах они ассоциированы с людьми конкретной национальности, допустим, с евреями ашкенази, выходцами из Центральной Европы. У них частота мутации достигает 10%, то есть в 20-30 раз больше, чем у славянской популяции. А, скажем, у финнов, которые живут рядом с нами, доминирует BRCA-2-мутация. Вообще, BRCA-мутации приводят к нарушению процесса восстановления разрушенной ДНК клетки – вследствие воздействия, скажем, лучевого излучения или химических канцерогенов. А если репарация ДНК нарушена, вероятность возникновения опухоли чрезвычайно высока и, преимущественно, в молодом возрасте», — поясняет медик.
«Как-то ко мне пришла женщина, больная раком молочной железы, с BRCA-мутацией, которую обнаружили и у ее 16-летней дочери. Но девочка здорова и – что нам делать? Это проблема сложная психологически, но и с медицинской точки зрения непонятно, когда предпринимать какие-либо меры»
Обычно в таких случаях, рассказывает директор онкоцентра, высок риск появления опухолей молочной железы и яичников у женщин, а у мужчин – рака предстательной железы или поджелудочной железы. «Возможны и другие виды рака, которые более редки. В этой ситуации, когда имеется мутация и когда уже имеется рак, этих пациентов надо лечить несколько иначе, чем остальных», — добавляет Моисеенко.
На данный момент, говорит специалист, в этом аспекте назрел важный вопрос: что делать со здоровыми, у которых ещё нет рака, но есть мутация и вероятность развития опухоли достигает 90%?
«Очень сложный вопрос. Как-то ко мне пришла женщина, больная раком молочной железы, с BRCA-мутацией, которую обнаружили и у ее 16-летней дочери. Но девочка здорова и – что нам делать? Это проблема сложная психологически, но и с медицинской точки зрения непонятно, когда предпринимать какие-либо меры. Сегодня единого подхода в мире нет, и рекомендуется думать тогда, когда женщина уже выполнила свою детородную функцию, то есть после рождения детей. Тогда уже можно говорить о так называемой профилактической мастэктомии, удалении молочной желез, или удалении яичников», — поясняет Моисеенко.
«Можно рекомендовать так называемую средиземноморскую диету, куда входит обильное употребление свежих овощей, фруктов, морепродуктов и… бокал хорошего красного вина»
В настоящее время в Петербурге существует лаборатория для определения BRCA-мутаций: она появилась в конце 2014 года и пока ее услуги не входят в систему ОМС – что значит, сдать там анализы бесплатно нельзя. Однако, по словам Моисеенко, онкоцентру удалось получить поддержку благотворителей.
«На сегодня эти методики не представляют большого секрета, более того, иногда только основываясь на генетическом анализе опухоли, можно выстроить правильную тактику лечения. В конце прошлого года мы открыли у себя в Городском онкоцентре лабораторию молекулярной онкологии и до последнего времени делали анализы на определение мутации платно, поскольку в системе обязательного медицинского страхования такая услуга пока не предусмотрена. Но сейчас нам удалось получить поддержку от благотворительных организаций. Например, фонд «Равное право на жизнь» закупил для нас расходный материал. Также мы ждем поддержки от ряда фармацевтических фирм, которые помогут нам получить необходимое оборудование и расходные материалы. Тогда мы сможем значительно шире выполнять подобные исследования», — рассказывает директор онкоцентра.
В качестве профилактики онкозаболеваний Моисеенко советует одно: здоровый образ жизни. Это, поясняет он, включает себя отказ от курения, физические упражнения, борьбу с избытками веса – а значит, правильное питание. «Можно рекомендовать так называемую средиземноморскую диету, куда входит обильное употребление свежих овощей, фруктов, морепродуктов и… бокал хорошего красного вина», — заключает врач.
Подготовили Дарья Веркулич и Дарья Скороспелова / ИА «Диалог»