Site icon ИА «Диалог»

Готов ли «Платон» к диалогу?

Акция началась в 10 часов, а через полчаса собралось уже около 150 человек. Встреча получилась весьма эмоциональной — перевозчиков обозлила информация о том, что система не просто начала работать по всей стране, но и обещанный было мораторий на взимание штрафов за неисполнение предписаний (введённый для того, чтобы у людей было время на переоборудование автомобилей) везде, кроме Московской области… не наступил. «Нас в очередной раз обманули», — говорили присутствующие. Людей возмущает и то, что они и так платят транспортный налог (несколько десятков тысяч рублей в год) и топливные акцизы (столько же, но в месяц), которые, по идее, идут как раз на дороги, а теперь их заставляют раскошеливаться ещё и по третьему кругу.

Для начала напомним основную канву: начиная с воскресенья, за проезд грузовых автомобилей массой более 12 тонн по всем федеральным дорогам России — коих насчитывается в общей сложности около 50 800 километров — водителям придётся заплатить. Сначала была названа цифра в 3 рубля 6 копеек за километр, но в последнюю минуту правительство объявило, что такая сумма станет актуальной только после того, как система будет окончательно налажена — по мысли чиновников, это произойдёт к 1 марта 2016 года. До того сбор будет ровно вдвое меньше: 1 рубль 53 копейки за километр. Цель введения такого сбора (который в народе уже окрестили «сбором Ротенберга» из-за того, что компания-оператор транспортной системы — совместный проект «Ростеха» и сына известного бизнесмена Аркадия Ротенберга, Игоря) — пополнение Дорожного фонда и компенсация ущерба, якобы наносимого федеральным дорогам большегрузными автомобилями.

Новый сбор может распространиться, как указали в пресс-службе Северо-Западного управления Федерального дорожного агентства (Росавтодор), на 2 миллиона транспортных средств — не только отечественных, но и зарубежных. Система «Платон» создана компанией «РТ-Инвест транспортные системы» на основании концессионного соглашения, а после приёмки она станет собственностью Российской Федерации. В августе началась предварительная регистрация крупных грузоперевозчиков, и к 11 ноября, отмечают в «Росавтодоре», в базы данных внесены более 400 тысяч транспортных средств. Нужно отметить, что факт регистрации не означает, что всем этим машинам удалось обзавестись необходимым оборудованием — объём изначального заказа на транспондеры составил 200 тысяч штук. Эти цифры — в любом случае лишь малая доля от необходимых двух миллионов.

«Поступления в федеральный дорожный фонд могут составить около 50 млрд рублей в год. Это позволит к 2019 году привести федеральные автотрассы в нормативное состояние. Помимо этого, сейчас на рассмотрении Правительства РФ находится предложение Минтранса России, сформулированное по поручению Президента РФ, об использовании данных средств для поддержки региональных проектов государственно-частного партнерства. Это позволит реализовывать такие проекты, как обходы крупных городов, строительство мостовых сооружений с привлечением частных инвестиций. Мультипликативный эффект от введения этой системы будет выше, чем риски отдельных групп перевозчиков», — приводит заявление «Росавтодора» пресс-секретарь северо-западного управления организации Юлия Петриняк. — В самой автомобилизированной стране мира – США существует законодательство, в котором четко прописано, что и на какие расстояния может возить грузовой автомобильный транспорт, существуют пункты весового контроля, и главное – пользователь дороги должен оплатить проезд по ней за перевозку грузов. При таком подходе упоминание о том, что у нас на автомобилях возят навалочные грузы, железобетонные и строительные конструкции, воспринимается как чудо из чудес, как то, чего не бывает и не должно быть. Но если уж такое у нас случается, то пусть за разрушение дорожного полотна платят те, кто его, собственно, и разрушает».

«Понятно, что с дорогами в нашей стране дела обстоят не очень, но решать эту проблему таким способом — это глупо. Начните с ревизии, с контроля за качеством. Вот, в Омске рассказывают, что там асфальт кладут на лёд! И нам «Росавтодор» «втирает» про ущерб для дорог. Это же всё с наших налогов строится — и на наши налоги это делается некачественно изначально. Вопрос: а за что с нас брать компенсацию-то? У нас по закону дорога рассчитана на грузовики до 40 тонн, а сбор вводят, начиная с 12 тонн. О чём вообще тут говорить? Где логика этого закона, с самого начала?» — заявил в беседе с корреспондентом ИА «Диалог» перевозчик, представившийся Петром.

«Проблема намного глобальнее, чем кажется сначала. Стоимость перевозок по-любому подорожает. Ведь я в убыток себе работать не буду, и никто из здесь присутствующих этого делать не будет, это просто нелогично. Вы же не пойдёте на работу, где вам предложат пять тысяч рублей, если для того, чтобы до работы добраться, вам нужно будет заплатить шесть тысяч?! Соответственно, и я никуда не поеду, пока мне не поднимут цену. Вчера звонили диспетчеры и любыми методами, за любые деньги умоляли ехать. Я сказал: «Я не поеду. Я солидарен со всеми — раз я уже начал, почему я должен куда-то ехать?» Она предлагает любые деньги — но если я поеду, то я нарвусь на штраф в 40 тысяч рублей и всё равно попаду в убыток. Значит, стоимость перевозки возрастёт — соответственно, всё ляжет на плечи народа. Придут в магазин ваши родители — да вы сами придёте — и скажут: «Ой, а что это вдруг молочко так подорожало?» А гречка — была по пятьдесят, а будет такими темпами стоить рублей восемьдесят, если ритейлеры ещё накрутят. Вот тогда будут довольны Роман Старовойт (руководитель Росавтодора — ИА «Диалог») и министр [транспорта Максим] Соколов, который по телевизору вещает, что бастуют дальнобойщики-частники, которые в «тёмном секторе» сидят. Я вот не в «сером» секторе работаю — здесь в принципе таких нет. Мне нет смысла платить за это — я закрою это дело. Грузовик сейчас не снять с учёта так, чтобы я за него не платил: машину можно либо продать, либо утилизировать, то есть мне по-любому нужно за неё заплатить. Да ещё и за стоянку, где стоит грузовик, чтобы его попросту не разворовали в нашей стране! Мне нужно кормить семью, у нас бешено завышены цены на [услуги] ЖКХ — так из чего это всё найти? Платить не из чего, а так работать я не буду — и здесь все точно такие же люди. А кто пойдёт в эту систему «Платон» — ради бога, флаг им в руки! Пусть платят — только они разорятся спустя какое-то время, если не поднимут цены на перевозку», — сказал другой участник митинга, предприниматель Владимир Дерюгин.

«Бреда не должно быть — должна быть логика. Когда министр Соколов делает громкие заявления о том, что возмущаются «серые» перевозчики, и за несколько лет никто не предъявил никаких предложений по изменению системы «Платон» — это всё враньё. Мы направляли ряд идей, и на сайте Минтранса наша статья висела с проблемными вопросами. В апреле 2014 года «Доринфо» печатал эту статью, брал интервью у меня и у «Росавтодора». В 2014 году начали возникать вопросы у Минтранса, началось обсуждение возможности ввести плату с машин весом свыше 3,5 тонн и на муниципальных, и на региональных дорогах — то есть на всех дорогах! — уже с 2017 года. Грубо говоря, сегодня нас «поимеют», а завтра — всех остальных», — добавил Владимир Матягин, председатель совета некоммерческого партнёрства «Центр объединения грузоперевозчиков «Грузавтотранс».

Собравшиеся на сходе водители начали с требования о соблюдении моратория на взимание штрафов, но постепенно — особенно после появления полицейских во главе с майором, пригрозившим собравшимся административными мерами за «организацию публичного мероприятия» и листки с лозунгами, которые успели было достать некоторые водители — обстановка накалилась.

«Вот у вас есть семья? Вы же тоже все пострадаете от этого закона: цены в магазинах вырастут, налоги перестанут собираться. Надо, чтобы наша полиция тоже поддержала нас. Мы сегодня сюда пришли не бастовать. Листочки — это ещё не митинг… Но нас сегодня наше государство обмануло дважды: сначала — когда запустило систему, а второй раз — когда, объявив мораторий на взимание штрафов…» — обратился к полицейскому Матягин. Майор, не дослушав, перебил: «Я не уполномочен вести дискуссии». В итоге решили листочки убрать, но повесить их на машины при выезде со стоянок. Задержаний и потасовок удалось избежать — но конфликт разрешён не был.

В «Росавтодоре» упирают на то, что введение платы с грузовиков — европейская норма. «В европейской Белой книге транспортной политики указано, что на расстояния свыше 500 км грузы должны возиться железнодорожным или водным транспортом. Для стимулирования перераспределения грузопотоков на морской и речной транспорт странами ЕС принят ряд директивных документов по переключению перевозок с автомобильного на железнодорожный и внутренний водный транспорт», — говорят в пресс-службе окружного управления Росавтодора. Водители понимают это как попытку помочь не только благосостоянию крупного бизнеса, но и финансовому положению «Российских железных дорог».

«Да, понятно, в РЖД убыток, надо перевести груз на РЖД — но ритейлеры не будут с ними работать, потому что это очень долго и медленно. Помощнички… Нам почему-то никто не помогает — когда мне нужны были деньги на развитие бизнеса, я ходил в банк взять кредит. Мне нужно было полтора миллиона — а мне сказали: «Да вы же предприниматель — как мы вам дадим деньги, когда вы завтра, может, разоритесь?» Так вот оно, разорение — пришло… с помощью государства, — заметил Дерюгин. — Что касается дорог, то почему-то про колею на кольце никто не говорит. Но ладно КАД: посмотреть на страну — в Москве, Петербурге и Татарстане нормальные дороги есть, а дальше? Пусть господин Старовойт съездит в Якутск: я ему очень советую прокатиться туда — две тысячи километров по грунтовой дороге. И через Лену… по льду».

Через какое-то время к собравшимся вышел глава Северо-западного филиала оператора системы «Платон» Евгений Пепеляев. Он подтвердил, что система запущена и работает по всей территории России, штрафы будут выписываться. «Вы вместо того, чтобы заниматься пропагандой собственной организации, лучше бы помогли с разъяснительной работой, чтобы все водители смогли своевременно принять данные условия, зарегистрироваться в системе, внести плату и спокойно ехать, выполняя требования закона», — обратился он к Матягину. «Как ехать? На какие деньги?! Кто пытался зарегистрироваться, кто пытался получить транспондер, у кого возникли проблемы?! У всех! Никто не может зарегистрироваться! Система не работает!» — раздался в ответ возмущённый хор голосов. На какой-то момент показалось, что начнётся рукопашная. «Вчера один из перевозчиков позвонил: он от Понтонного доехал до «Ленты» на Московском шоссе по федеральным дорогам, это 35 километров. Система насчитала ему 140 километров. Это нормально? Ваша система не работает, её надо тестировать. Услышьте нас и примите наши конструктивные предложения. Почему-то, когда такую же систему запускали в Германии, её тестировали два года. Вы же, не успев испечь пирожки, уже пытаетесь их продать!» — заметил Матягин. «У вас двадцать рамок на всю страну и двести машин — тоже на всю Россию!» — добавил другой голос из толпы.

В конечном итоге участники народного схода постановили ждать до 19 ноября — а если до тех пор не будет найден компромисс, в этот день состоится новая акция, названная «Улиткой»: перевозчики могут — не нарушая законов и не перекрывая движение — снизить скорость потока по первой и второй полосам, разрешенным для движения грузовиков, до 10 километров в час. Фуры будут медленно двигаться по дорогам с интервалом в километр.

Тем временем, из регионов приходят новости о системе «Платон», которые в иной обстановке можно было бы назвать трагикомическими. Например, в Вологодской области водители не могут выйти в рейсы из-за сбоев — деньги внести, по сообщениям транспортников, было невозможно ни одним из способов, а если отправиться в путь, не сделав этого, можно получить штрафы — до 450 тысяч рублей. В Новосибирской области водители не смогли воспользоваться комплексом: сайт завис, в колл-центр не дозвониться, а при расчётах происходят серьёзные ошибки — деньги не зачисляются, или же списываются в неправильных объёмах (всякий раз — к ущербу для клиентов). В Старом Осколе происходило примерно то же самое. В Тюмени пока не получили транспондеры машины компании «Мостострой-11», входящей в группу «Мостотрест» (по иронии судьбы, среди её бенефициаров числится вышеупомянутый Игорь Ротенберг). В довершение всего, уже 16 ноября серверы системы подверглись атаке хакеров. Так что даже если «Платон» и просуществует долго, то свою жизнь он явно начинает под несчастливой звездой.

Подготовил Илья Снопченко / ИА «Диалог»

P.S. Во время подготовки материала к публикации Росавтодор разослал официальный комментарий о работе «Платона». Приводим его текст полностью:

По итогам первого дня работы системы взимания платы «Платон» в федеральный дорожный фонд поступило 35 млн рублей, в качестве компенсации ущерба, наносимого трассам автомобилями массой более 12 тонн. Об этом сегодня рассказал глава Росавтодора Роман Старовойт.

«К запуску системы в эксплуатацию заблаговременно подготовились и прошли регистрацию более 65 тысяч транспортных компаний и предпринимателей с общим объемом парка свыше 500 тысяч автомобилей. Важно, что процедуру успешно завершили все крупные корпоративные клиенты с автопарком от 50 автомобилей и их партнеры», — отмечает Роман Старовойт.

По данным оператора системы взимания платы, статистика первого дня работы системы показывает, что 2/3 пользователей, которые сегодня пришли в офисы системы «Платон», сделали это в первый раз, они не проходили регистрации, несмотря на то, что оператор обеспечил все каналы для этого заблаговременно: личный кабинет на сайте и 138 офисов обслуживания, которые открылись месяц назад.

При этом, пользователям, которые пришли на регистрацию за два-три или прямо в день запуска системы пошли на встречу — для них открыта возможность оформления разовой маршрутной карты с указанием минимального количества данных о владельце и его транспортом средстве. Сделать это можно на сайте platon.ru, а также пройдя по ссылке в специальных баннерах на сайтах Минтранса России и Росавтодора.

Кроме того, утром 16 ноября на сайт platon.ru и личный кабинет системы была произведена массированная DOS-атака, последствия которой устраняются. В целом система работает в штатном режиме.