«Сегодня мы показали, как готовимся к проведению года кино, который начнётся совсем скоро. В мае – четвёртого числа по старому стилю, семнадцатого по новому – исполнится 120 лет с тех пор, как здесь, в театре «Аквариум» (ныне это четвёртый павильон «Ленфильма»), в антракте оперного представления братья Люмьер впервые в России показали фильм, и в том же месяце царская семья купила киноаппарат. В Москве, заметим, они показали своё детище лишь через три месяца. В мае мы возродим традицию демонстрации здесь кинолент», — рассказал Пичугин.
По его словам, главная цель нынешней работы – показать, что старейшая киностудия страны смогла пережить свой кризис, переоснаститься и возродиться, загрузив себя делом. Помимо ремонта зданий, осуществляется масштабная закупка техники – камер, объективов, светового оборудования. Как отметил Пичугин, такого набора оптики нет ни у одной другой российской студии.
«Оборудование приобретали за собственные средства. Около полутора лет назад банк ВТБ открыл кредитную линию, в августе 2014 года мы начали авансировать и заказывать технику. Очень удачно, что успели, пока евро стоил ещё 48 рублей – так что удалось приобрести больше, чем смогли бы купить сейчас за те же деньги. Конкретные модели выбирали по операторским заявкам всех последних крупных проектов. Всего потратили около 10 миллионов евро – это не только оборудование, но и техника, и технология post production. В дальнейшем мы хотели бы досрочно закрыть кредит и развиваться уже за счёт собственных средств – это вполне возможно», — пояснил директор студии.
Понятно, что оснащение бесполезно, если оно не работает. «Мы представили губернатору как члену художественного совета новые проекты. Первый из них – это фильм под рабочим названием «Птица» (ранее известен как «Девочка и птица» — ИА «Диалог»): это дебют выпускницы ВГИК Ксении Баскаковой. В нём участвует Иван Охлобыстин, много музыки – например, Гарика Сукачёва. Мне кажется, эта картина может стать культовой – как в своё время «Асса» и «Брат – не в последнюю очередь благодаря музыкальному сопровождению», — сказал Пичугин. Показали, по его словам, также окончательную версию фильма «Контрибуция» — его постараются в декабре вывести на экраны, а в начале года картину увидят зрители «одного из важнейших федеральных телеканалов», с которым уже ведутся переговоры о передаче прав.
Естественно, это не единственный проект, которым сейчас занимается студия, но её руководитель особо упирал на то, что она работает сразу в нескольких жанрах. Это и документальные ленты о войне («Одна на всех» и «Искусство в блокадном Ленинграде»), и четыре новеллы, посвящённые Санкт-Петербургу («Петербург.Селфи»), и художественная картина «Ленинградская правда» (опять-таки, о войне) по сценарию Аркадия Высоцкого – её съёмки начнутся зимой, а на экраны лента выйдет в конце будущего года.
«Самый неожиданный, пожалуй, наш проект – это результат проведённых в Махачкале литературных чтений, за которыми последовали заключение соглашения c киностудией «Дагестан» и договорённости с духовенством. Это лента «Имам Шамиль. Ахульго» о присоединении Дагестана к Российской империи – её действие происходит в середине XIX века, начиная с событий 1839 года в ауле Ахульго. Мы ездили туда, встречались со всеми тамошними старейшинами, — вспоминает Пичугин. – Это очень сложная картина (её сценарий много раз переписывался), посвящённая истории имама Шамиля. Дело в том, что когда-то киностудия «Ленфильм» создала большой, легендарный проект «Сказание о Хочбаре» — экранизацию поэмы Расула Гамзатова. Алексей Герман был художественным руководителем, Светлана Кармалита написала сценарий. Они дружили с Гамзатовым – и в Дагестане это помнят».
Одновременно «Ленфильм» планирует развиваться в достаточно неожиданном для себя направлении. По словам директора студии, губернатор подтвердил участие города в новой инициативе предприятия – на сей раз образовательной. «В сентябре «Ленфильм» получил образовательную лицензию и открыл курсы подготовки специалистов. Может быть, мы не можем выпускать такую технику, как другие страны – да это нам и не нужно – зато мы способны производить таланты в области спецэффектов. В сентябре будущего года мы собираем симпозиум в этой области, участие в котором уже подтвердили десять мастеров отрасли: это имена, на которые приедут люди отовсюду, в первую очередь – из Азии: Индии, Китая. Мы хотим сделать нашу студию центром работы по спецэффектам, и 10-й корпус уже решено полностью отдать под post production», — заметил Пичугин.
Подготовил Илья Снопченко / ИА «Диалог»