Расскажите, зачем, как вы считаете, коммунистам нужна реставрация памятника Дзержинскому на Лубянке?
Московская городская дума разрешила сейчас референдум, как мне представляется, в контексте нынешней международной ситуации: когда на Западе раздаются голоса, которые приравнивают коммунизм к нацизму. Конечно, эта параллель сама по себе абсолютно отвратительна, это плевок в лицо нашим отцам и дедам, которые прошли войну, которые погибали на фронте, которые ушли из жизни в концлагерях. Для нас такая параллель совершенно неприемлема. Тем не менее, из этого никак не следует, что целесообразно было идти навстречу КПРФ в плане проведения референдума о восстановлени памятника Дзержинскому. Почему? Потому что памятник Дзержинскому был снесен в 1991 году после Августовского путча. Понятно, что этот путч был инициирован ГКЧП под «Лебединое озеро», понятно, что этим воспользовалась и пришла к власти бандитская верхушка, состоявшая, по большей мере, из представителей среднего ряда региональных партийных чиновников. Всё это очевидно. Конечно, сейчас мы понимаем, что никакие памятники вообще сносить не нужно. И тогда, когда сотни тысяч москвичей сносили памятник Дзержинскому, этого не нужно было делать. Но и возвращать его тоже категорически нельзя, потому что, собственно, Дзержинский – это отражение определенной идеологии – марксистко-ленинской.
Мы живем в современной России. Путин, например, на Валдайском форуме 2013 года очень четко сформулировал, что для современной России неприемлемы три идеологии: «православия, самодержавия, народности», то есть монархическая, ультралиберальная идеология и идеология марксизма-ленинизма. Россия, наконец, с большим трудом в сегодняшнем противостоянии с кланом США реально обретает свой путь. Этот путь ориентирован на русский мир, на российскую традицию – полинациональную, поликультурную, полирелигиозную. И смысл этого мировоззрения в том, что оно включает в себя и впитывает то, что является духовной и исторической классикой российской истории. При этом возвращение памятника Дзержинскому было бы воспринято определенной частью населения как в известной степени возврат к советской идеологической системе, к советской идеологической машине.
Конечно, нельзя не учитывать, что Дзержинский, будучи основателем ВЧК, будем объективны, боролся с бандитизмом, внес большой вклад в борьбу с беспризорностью. Но, тем не менее, главной функцией ВЧК, НКВД, КГБ, у истоков которых стоял Феликс Эдмундович Дзержинский, была карательная функция. И эта карательная функция унесла жизни миллионов людей, в том числе и ни в чем не повинных. Какой смысл устанавливать памятник тому, кто стоял у истоков карательных функций не просто в Москве, а в центре столицы, на Лубянской площади?
К каким последствиям для общества, на ваш взгляд, может привести референдум?
Референдум, чем бы он ни закончился, приведет к расколу в обществе. К противостоянию разных слоев, что на сегодняшний день совершенно не нужно. А если памятник Дзержинскому будет восстановлен, то поборники белого движения совершенно справедливо смогут потребовать установить в центре Москвы памятник, например, Деникину. А люди, интересующиеся русской духовной традицией, историей России, смогут напомнить, что почему-то у нас нет памятников Владимиру Соловьеву, Ниолаю Бердяеву, Ивану Ильину, которых сегодняшняя российская власть почитает. И, в конце концов, важно учитывать, что потомки первой волны русской эмиграции в большинстве своем безоговорочно поддерживают сегодняшнюю российскую внешнюю политику. Практически для всех них абсолютно неприемлемо восстановление памятника Дзержинскому. Сама идея референдума вызывает у них непонимание.
Просто у восстановления памятника Дзержинскому есть сторонники, и они активны, и они борются за это. Почему бы тем, кто хочет видеть в Москве памятники Деникину и Бердяеву, не начать действовать?
Очень резонный вопрос. Но дело в том, центр Москвы – это исторический центр. Представьте, что получится. Установили памятник Дзержинскому, потом придется ставить рядом памятник Деникину, а неподалеку — Николаю Бердяеву. Тогда коммунисты спросят: «А почему бы не поставить памятник Сталину?». На сегодняшний день самое правильное – это оставить все как есть, тем более, с учетом сегодняшней внешней обстановки.
Да, людей не разобравшихся и выступающих за восстановление памятника Дзержинскому может оказаться довольно много. Но это, повторюсь, приведет к ненужному информационному шуму и к дополнительным референдумам, обсуждениям. Тем более, что надо достаточно бережно относиться к историческому центру Москвы. В конце концов, до появления на Лубянке памятника, там находился фонтан. Многие десятилетия. Хорошо бы разбить там фонтан, причем восстановить его первозданный облик и заморозить обсуждения о каком бы то ни было памятнике. Хотелось бы, чтобы все это как-то остановилось и все мы занялись реальным делом.
А насколько, по-вашему, вероятна ситуация, что представители верховной власти просто действуют руками коммунистов, не рискуя самостоятельно выступать с такими провокационными идеями? У нас, как известно, президент из КГБ вышел…
Я с трудом допускаю эту мысль. Во-первых, потому что Путин многократно, на протяжении многих лет, в своих посланиях Федеральному собранию и в других выступлениях цитировал Николая Бердяева и Ивана Ильина. А Николай Бердяев и Иван Ильин – это мыслители не только чрезвычайно далекие от коммунистической идеологии, но и высланные из России как раз в те времена, когда Дзержинский был в ВЧК. Во-вторых, наши власти постоянно говорят об объединении носителей русского языка под эгидой русского мира, в таком, общецивилизационном плане. А это, опять-таки, плохо вяжется с идеями классовой борьбы, с конфликтом производительных сил и производственных отношений. К тому же, в России огромную роль играют радиционные религии — православие, ислам, иудаизм. Здесь можно вспомнить, что для коммунистической идеологии традиционные религии – как и вообще любые религии – были в принципе неприемлемы.
Другое дело, что, несомненно, Дзержинский, как и другие лидеры большевизма, действительно заслуживает того, чтобы изучалось его наследие. Нужно издавать книги, собирать сборники, изучать документы. Да и памятников Феликсу Дзержинскому в разных городах России хватает. Обсуждая этот вопрос, важно исходить не из позиции, скажем, либералов, которые плачутся, что Дзержинский повинен в гибели многих людей, поэтому памятник неприемлем. Дело не в виновности или невиновности Дзержинского, потому что, в конце концов, в истории мало персонажей абсолютно чистых и незамаранных. Самое главное здесь другое: чтобы ни в коем случае не идеологизировать ситуацию и не перешивать историю под ту или иную идеологию ушедших эпох.
Как вам, например, такой вариант: поставить, предположим, памятник в горизонтальном состоянии и законсервировать надписи на постаменте, то есть сделать его мемориалом свержению советской эпохи, грубо говоря?
Это оборотная сторона медали. В данном случае, будут унижены коммунисты…
Все те же противоречия?
Да, да, да. Это разожжет противоречия еще больше. Да еще и коммунисты будут считать, что ситуация пошла на поводу у сегодняшней пропаганды. Действительно, чудовищно сравнивать коммунизм с нацизмом. Это страшно. У коммунистов, конечно, никогда не было задач по уничтожению целых народов и групп людей. У них были задачи обратные: не разрушить цивилизацию, а строить ее. Другое дело, мы знаем, какими методами они пытались своих целей достичь, и чем это все закончилось.
Беседовала Дарья Скороспелова / ИА «Диалог»