Site icon ИА «Диалог»

Михаил Скоморохов: Главная проблема ТЮЗов – молодые режиссеры не хотят возглавлять театры

Михаил скоморохов

О «Радуге»

Я очень рад, что одним из инициаторов фестиваля 16 лет назад стала Светлана Васильевна Лаврецова. Это ее детище. Это прекрасный фестиваль. В СССР было 52 ТЮЗа, а на фестиваль отбирали десять спектаклей, и была возможность сюда попасть. Фестиваль был очень симпатичный, престижный. Мы с коллегами встречались: друг на друга смотрели, узнавали, какие новые формы появились, какие пьесы. Конечно, мы очень радовались. Потихоньку «Радуга» ушла за рамки ТЮЗов. Сейчас приглашенные театры юных зрителей — редкость. Но наш театр был несколько раз. Лично я езжу практически каждый год. Кроме общения на фестивале интересно посмотреть, кто что делает. Сейчас стали больше привлекать молодой режиссуры. Это правильно. Раньше на фестиваль попасть было очень непросто, потому что театры предлагали постановки своих главных режиссеров, а сегодня отбирают из всего репертуара. Фестиваль дает дорогу, открывает молодых. Это поддерживается. Мне кажется, это очень правильно. Мы стали видеть на «Радуге» разные хорошие спектакли, не обязательно из ТЮЗов. Здесь есть много зарубежных постановок, что самое замечательное. Это дает нам понимание, куда сегодня движется театральный мир. Мы чему-то учимся, познаем. Всемирный театр открыл нам прежде всего технические возможности. Кроме этого, мы общаемся с коллегами. Светлана Васильевна сохраняет великую традицию, за что ей нижайший поклон: она приглашает практически всех главных режиссеров и директоров ТЮЗов России. Это очень престижный для нас фестиваль.

О спектакле пермского ТЮЗа «Школа для дураков», привезенном на «Радугу-2015»

У нас в театре есть лаборатории молодой режиссуры: четыре-пять постановщиков приезжают на несколько дней и с артистами пробуют что-то поставить. Заявка на спектакль обычно длится полчаса. Кто побеждает, тому театр дает возможность поставить. Максим Соколов сам сделал инсценировку, выиграл у нас конкурс молодой режиссуры и поставил спектакль. Это сложное произведение. В феврале нам сказали: вы едете на «Радугу». Когда мы играли на фестивале, то спектакль выстоял, но не произвел того мощного впечатления, которое должен был. Так бывает. Новая сцена, обстоятельства… Поскольку есть место, я пригласил Максима на работу в наш театр, и он едет. С 20 августа он работает у нас. Очень важно, чтобы была молодая кровь. Надо же, чтобы жизнь продолжалась. Кто-то не пускает молодежь, а я, наоборот, всегда за. На сегодня в театре с двух лабораторий идет четыре спектакля. То есть не только те, кто победил, может поставить у нас. В первый раз один был парень, а в последний — пригласили троих. Те ребята, которые у нас ставили спектакли, своих художников привозили, своих композиторов молодых. Это очень здорово.

О программе фестиваля этого года

Здесь есть все. Известный французский коллектив Филиппа Жанти объехал весь мир, и теперь у них турне по России. То, что они сыграли спектакль на открытии фестиваля, — это был просто праздник. Кроме них были и спектакли японцев. Одна их постановка – это их пьеса, написанная в начале ХХ века. И на сегодняшний день она звучит очень актуально! Спектакль о том, как муж с женой мечтают провести выходной день. У них нет ни копейки, а они представляют, что сядут в электричку, проедут в поезде, выйдут в парке, пойдут в ресторан, а потом после обеда посидят в кинематографе. Второй спектакль – по чеховскому «Медведю». Очень своеобразно сделано: скупыми, лаконичными средствами. Это тоже театр. На меня необычайное впечатление произвел политический театр (Речь идет о спектакле Вильнюсского городского театра «Юлий Цезарь» в постановке Артураса Ареймы – ИА «Диалог»), который я обычно недолюбливаю. Они смеялись над своими президентами, над своими делами, над своими идиотскими законами против нас, над этим Евросоюзом, над немцами, которые его возглавляют. У каждого есть свое мнение, и нужно иметь возможность средствами художественных образов его выразить. В программе есть спектакли на любой вкус.

Об артистах «старой школы»

У артистов «старой закалки» нравственная основа взаимоотношений в театре другая. Иногда молодые поступают так, как говорили у нас в Одессе до Саакашвили: «Мы тоже умеем, но стесняемся». У нас было отношение к делу, порядочность. Например, если не понравился спектакль, не стоит об этом кричать. Режиссер спросит – ему сказал, а критикам – никогда. Не писать в социальных сетях о своем впечатлении. Какое-то раньше было кастовое уважение к профессии, и поэтому отношения были нормальные. Иногда бывали скандалы. Мы могли вступить в такой крепкий скандал с критиком, если он ведет себя безнравственно с нашей точки зрения и с точки зрения театральной этики. Бывает такое. За это попадало и Марине Дмитревской (главный редактор «Петербургского театрального журнала» — ИА «Диалог»). И крепко! Проклятия были, и всякое, но она тоже не всегда обоснованно рубила с плеча. Эти вещи бывают, но это ничего страшного.

О проблемах ТЮЗов

У нас одна серьезная проблема: молодые режиссеры не очень хотят возглавлять театры, нести ответственность за формирование труппы, за то, как они живут. Режиссеры любят так: приехал, в театре готовая труппа, поставил спектакль и уехал. Постоянная работа с труппой, как раньше, воспитание труппы, ее обучение должны быть — без этого костенеет все. Я думаю, серьезная проблема в этом. Питерские выпускники не едут в провинциальные театры, московские – за пределы Садового кольца. А раньше все вузы обязательно отправляли на три года отработки после института. Поэтому стало трудно, поэтому театральная школа опустила планку. Питерцы готовят для Питера, Москва – для Москвы, а мы уже в институтах культуры делаем отделение актерского мастерства. Наше качество преподавания совсем другое, не столичное.

Беседовала Маша Всё-Таки / ИА «Диалог»