На площадках текстильных и швейных производств, по данным Смольного, в городе трудятся почти 11 тысяч человек, еще чуть более 2,5 тысяч — занимаются производством кожи, кожаных изделий, а также обуви. В Петербурге сосредоточено 7% от всех российских предприятий легкой промышленности, включая индивидуальных предпринимателей.
Представители предприятий жалуются на высокую стоимость аренды помещений: проблема в том, что своих сетей у производителей нет, а на площадках торговых центров реализуют, в основном, зарубежную одежду и обувь. Получается, что у городских энтузиастов нет ни рынка сбыта, ни клиентов, ни прибыли. Однако у властей желание отраслевикам помочь есть.
На городском уровне поддержать «легких» предпринимателей могут, предоставляя компенсацию арендной платы за торговые помещения. Однако на сумму более 500 тысяч рублей никому рассчитывать не придется, утверждает глава комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Эльгиз Качаев. Помимо этого, весной, после встречи с бизнесменами, Смольный вместе с отраслевыми союзами обратился в министерство промышленности и торговли. Причиной этому послужил тот факт, что петербургских бизнесменов, как оказалось, «душат» ставки ввозных таможенных пошлин на импортные ткани. Как говорится в письме, выписка из которого размещена на сайте Союза легкой промышленности Петербурга, современные ткани в городе практически не производятся. К слову, в ходе весеннего совещания предприниматели объясняли, что ткани, которые делают в городе, грубоваты и подходят для пошива форменной и военной одежды, а не для дизайнерских изысков и массового потребления.
«Для производства отечественной одежды, конкурирующей с импортной, должны быть доступны по ценам современные ткани импортного производства. В настоящее время разница между таможенной пошлиной на ткань и на готовую продукцию минимальна: 2-3%. Такая ситуация не способствует развитию производственных мощностей предприятий легкой промышленности на территории страны. Размещение заказов на производство однажды происходит за границей, преимущественно в Китае, в котором осуществляется мощная государственная поддержка производителей, ориентированных на экспорт», — говорится в письме.
В итоге, в ответ на просьбу отменить или снизить ставку на ввоз тканей, не имеющих отечественных аналогов, Минпромторг заявил, что для таких действий министерству необходимо экономическое обоснование. И только после того, как это обоснование будет рассмотрено и пройдет через множество комиссий, будет ясно, что смогут получить производители. К слову, то же самое министерство утверждает, что, согласно планам разработанной ранее Стратегии развития легкой промышленности России на период до 2020 года, страна должна достичь высоких показателей в этой сфере. Как полагают федеральные чиновники, через пять лет легкая промышленность должна «взаимоувязать задачу эффективного развития важнейшего сектора российской экономики с обеспечением потребностей граждан страны, силовых структур и ведомств, смежных отраслей промышленного комплекса России в качественных и доступных потребительских товарах, в продукции технического и стратегического назначения». Получается, что даже при усилиях регионов федеральная бюрократическая машина была и остается неповоротливой.
В итоге пока максимум усилий сконцентрирован на местах. В марте петербургский комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка также задумался о «дорожной карте» для страдающих отраслевиков. В ней должны быть прописаны меры по выводу текстильщиков и швейников из кризиса.
«В ней также будут расписаны обязательства органов исполнительной власти, порядок и сроки разработки нормативных документов, касающихся поддержки предприятий и всех направлений развития отрасли, включая, например, и вопросы с изготовлением формы для петербургских школьников», — сказал Эльгиз Качаев.
Отметим, в КРППР развитие легкой промышленности вообще считают приоритетным направлением. В частности, комитет в этом году сынициировал открытие шоу-рума петербургских дизайнеров на базе галереи «Большого Гостиного двора». По словам руководства комитета, такие мероприятия призваны объединять самых талантливых и перспективных городских мастеров и представителей модной индустрии. Чиновники, кстати, не раз говорили, что из Петербурга можно сделать «второй Милан».
Между тем, некоторые эксперты уверены — легкой промышленности, даже с учетом кризиса, живется полегче, чем другим отраслям. Такой точки зрения придерживается и глава петербургского Совета по развитию малого предпринимательства Елена Церетели: «Что касается легкой промышленности – не то чтобы им очень легко, но многие и наращивают производство. Потому что люди сейчас переориентируются в плане своих покупок: премиум сегмент, всегда бывший небольшим, сейчас еще более сузился, и люди на уровень опустили свои запросы. А средний уровень мы можем удовлетворить производством и мы».
Текст подготовила Полина Полещук, инфографику — София Ламанен / ИА «Диалог»
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга