По данным комитета по предпринимательству и потребительскому рынку, до эмбарго доля импортных продуктов питания составляла в Петербурге ни много ни мало 60-70%. В Смольном подчеркивают, что продукты, которые везли из попавших под санкции стран, теперь везут из дружественных. Закрывали дефицитный рынок Белоруссия, Армения, Азербайджан, другие государства СНГ. Объемы Франции, Испании и Польши по поставкам фруктов и овощей заняли уже известные и расширившие свои позиции на рынке Марокко, Турция, Китай, Сербия, Мексика, Коста-Рика, Кения, Корея. Не остались в стороне и ЮАР, Вьетнам, Чили, Перу и Бразилия. При этом чиновники утверждают, что значительную часть «пробела» закрыли российские поставщики.
В сентябре, когда цены на некоторые продукты поднялись уже заметно, а отсутствие в магазинах других стало еще заметнее, власти Петербурга призвали на помощь производителей из других регионов страны. Откликнулись почти три десятка субъектов РФ: в том числе, Татарстан, Ингушетия, Коми, Крым, Белгородская, Новгородская, Владимирская, Курская области.
Молочные продукты
Новгородцы, например, проявили смекалку и чувство юмора, поставив на петербургский рынок масло «Баба Валя» — название, упаковка и логотип которого являются явной отсылкой к популярной финской марке. Правда, по технологии производства — и по вкусу — «Баба Валя» от своего прототипа отличается. Дело в том, что финны изготавливают масло из кислых сливок, тогда как новгородцы делают более привычное для нашего рынка сладкосливочное. По вкусовым качествам ближе к финскому маслу оказалось петербургское.
«Масло из Финляндии заменили маслом «Хансдорф», произведенным по лицензии Германии в Петербурге», — рассказали в КРППР «Диалогу», ссылаясь на данные крупных продуктовых ритейлеров.
Другой местный производитель — «Нева Милк» — уже давно известен горожанам своим маслом, по названию также аппелирующим к качеству северного соседа — «Тысяча озер». Впрочем, масло под этой маркой производится, как и «Баба Валя», на основе «сладких» сливок.
Что касается питьевых йогуртов «Валио» и некоторых других продуктов компании, то их продолжают выпускать на заводах «Галактика» (один из которых располагается в Гатчинском районе Ленобласти). Однако молоко, сливки, густые йогурты и то же масло с введением эмбарго в России постепенно закончились: наши заводы оказались неприспособлены для производства этих продуктов по финским стандартам. На этом фоне активизировалась «Молочная культура» из Волосовского района ЛО, выпускающая фермерские йогурты, творог, молоко и ряженки под маркой «Лосево». Не перестает поставлять на прилавки свою продукцию и Пискаревский молочный завод — но если товары «Лосево» изначально не были в числе девшевых, то «пискаревские» за прошедший год значительно выросли в цене.
Сыры
«Петербургские производители оказались в состоянии заместить импорт, за исключением, разве что, сыров», — отметила в беседе с «Диалогом» глава петербургского Совета по поддержке малого предпринимательства Елена Церетели.
Когда в августе стало известно, что сырного изобилия с плесенью и без нее в Петербурге больше не будет, горожан решил успокоить губернатор Георгий Полтавченко, объявив, что французский сыр заменят на швейцарский. На тот момент Швейцария сохраняла присущий ей нейтралитет в том, что касалось антироссийских санкций, однако позже примкнула к позиции своих европейских соседей. Вместе с тем, по данным чиновников, моцареллу вместо Италии теперь везут из Белоруссии. К слову, если заглянуть на оборот упаковки моцареллы от «Гальбани» — бренда, позиционирующего себя как итальянский, — окажется, что производится сыр на территории СНГ.
Пармезан — для неискушенного потребителя практически идентичный итальянскому пармиджано — продается под маркой той же петербургской «Невы Милк». В линейке этой компании можно найти и аналоги греческой феты. Разнообразие «гауд», «сваль» и «эмменталей» на рынке, в принципе сохранилось, — правда, на полках появились относительно дешевые суррогаты с надписями «сырный продукт» или «сыросодержащий продукт».
Мясо и птица
Страной-импортером говядины (которая, кстати, в прошлом году подорожала на 30%) стала Беларусь. «Западную» долю рынка взял на себя Жлобинский комбинат. Свинину же, которая также взлетела в цене, теперь везут из Новгородской области. Вместо австралийской баранины в Петербург доставляют мясо из Дагестана и Краснодарского края.
Спрос горожан в мясе птицы (которое после введения эмбарго вместе со свининой возглавило список самых стремительно дорожающих в Петербурге продуктов) удовлетворяют фабрики «Синявинская» и «Роскар». О том, что регионы способны сами себя легко обеспечить мясом птицы, говорили премьер-министр Дмитрий Медведев, а также губернатор Петербурга Георгий Полтавченко.
«Ленобласть нарастила мощности по производству птицы, и может практически полностью закрыть потребность города в мясе птицы и молоке», — заверил градоначальник.
По словам Полтавченко, то, что производится в городе и его окрестностях, зачастую не просто не хуже, а даже лучше европейских аналогов.
Перспективы и преференции
«Конъюнктура предложения на рынке продовольствия Санкт-Петербурга меняется, отечественные производители продовольствия получли определенные конкурентные преимущества и увеличивают поставки на рынок. Ситуация с продовольственными товарами в Петербурге остатся стабильной, дефицита по отслеживаемым продуктам питания в городе не наблюдается», — подчеркивают в КРППР.
Пока Петербург не в состоянии покрыть полностью все свои потребности в молоке, мясе, рыбе, овощах, фруктах и орехах. Однако тем, кто занимается садоводством и огородничеством, и готов выдвигаться на местный рынок, Смольный готов предоставить ряд преференций. Так, ежегодно Петербург предоставляет на различных торговых площадях несколько тысяч мест, где огородники и садоводы могут бесплатно или за небольшие деньги, по официальным данным, реализовать излишки выращенных овощей и фруктов. Кроме того, власти хотят сделать более доступными для производителей и предпринимателей землю, помещения и аренду, а также субсидировать кредиты для них.
Так, в феврале в КУГИ объявили о возможности для предпринимателей продлить срок аренды земли под торговые точки на три года. В марте комитет и вовсе пообещал не повышать ставку по аренде земельных участков до декабря 2015 года и понизить коэффициент переиндексации арендной платы госплощадей. Помимо прочего для владельцев автолавок по продаже хлеба, молочной, мясной и рыбной продукции установили льготную ставку: в 51 копейку за квадратный метр в год.
В феврале этого года в Смольном разработали первичную концепцию сети магазинов, которая будет реализовывать выращенные на грядках Ленобласти сезонные овощи и фрукты, а также другоую региональную сельхозпродукцию.
«Создание магазинов по продаже продукции личных подсобных хозяйств, фермерских и садово-огороднических кооперативов положительно скажется на развитии сельскохозяйственного производства и продовольственном обеспечении жителей Санкт-Петербурга в нынешних условиях», — говорится в документе, оказавшемся в распоряжении ИА «Диалог».
Предполагается также, что появятся специальные базы по приему продукции у дачников и садоводов.
Подспорьем для такой сети магазинов будет строящийся с декабря сельскохозяйственный комплекс «Агрополис». Многофункциональный логистический инновационный распределительный центр сельхозпродукции обойдется городу в 25 млрд рублей, однако должен быть востребован у предпритяий перерабатывающей промышленности и упрощать задачи по импортозамещению. Первую очередь «Агрополиса» сдадут в пером квартале будущего года, полностью он будет закончен через 5 лет.
Реализация мер, которые готовы предпринять чиновники, требует вовсе не одного года, на который, как известно, пока что распространяется запрет на ввоз западных продуктов. По мнению экспертов, полностью заместить импорт на рынке продовольствия, получится только через три или четыре года. Но наибольшее количество вопросов у тех, кто, собственно, и должен заместить тот самый импорт, возникают из-за страха перед отменой эмбарго. Ведь если ценообразование не станет сбалансированным без какого-либо убытка для участников рынка, то на полки хлынут импортные товары, которые смогут нанести урон активизировавшимся отечественным производителям.
Текст подготовила Полина Полещук, инфографику — София Ламанен / ИА «Диалог»
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга