Site icon ИА «Диалог»

Как писали «Тотальный диктант» в Петербурге

образование вуз учеба тотальный диктант экзамен

фото: Андрей Куликов / ИА "Диалог"

Как рассказал мне один из кураторов акции, в Петербурге диктант пишут на 26 площадках — в общей сложности около пяти тысяч человек. Наша «точка» — в СПбГЭУ на канале Грибоедова 30/32 (бывший ФинЭк) — одна из самых крупных, здесь зарегистрировались 700 человек. В прошлом году желающих было гораздо меньше — две тысячи человек на весь город.

14:45 Люди подтягиваются, и помещение быстро заполняется. Сразу заметно, что среди пришедших намного больше женщин и девушек, многие пришли с подругами или целой компанией. Представителей мужского пола немного, но выглядят они намного увереннее собравшихся дам. Все садятся за длинные столы, на которых заранее разложены бланки для диктанта и ручки. Участники взволнованно переговариваются, озираются, две девушки фотографируют друг друга с еще пустыми листками и спешно выкладывают получившиеся фото в инстаграм. Несколько женщин подготовились основательно: принесли по бутылке воды, взяли с собой шоколадку для перекуса и повышения мозговой активности.

Процессом рассаживания руководят два волонтера-студента СПбГЭУ. К одному из них подходит седой мужчина и спрашивает, как пройти в специальную аудиторию. Для пожилых людей на этой «точке» организован особый кабинет, где диктовать текст будет профессиональный филолог.

Рядом со мной садятся девушка и женщина, живо обсуждающие отглагольные прилагательные и деепричастные обороты. По разговору понятно, что девушка на «Тотальный диктант» пришла не в первый раз: она авторитетно объясняет своей старшей знакомой «как важно знать свои слабые стороны в языке».

«Прихожу писать диктант второй год подряд, а еще активно агитирую на это своих друзей. Такое мероприятие очень важно для популяризации русского языка. Я ходила на подготовительные занятия, а еще просмотрела свой прошлогодний диктант, проанализировала ошибки. Мне кажется, чтобы не забывать собственный язык, можно это делать хоть каждую неделю дома всей семьей», — Елена, 26 лет, менеджер. Временно не работает.

Ее спутница, хоть и пришла на диктант впервые, как оказалось, подготовилась к проверке основательно.

«В том году в диктанте участвовала моя племянница, потом она дома всем родственникам провела этот диктант сама, а затем я уже проверила всех на работе. Когда видишь результат, понимаешь, что какие-то знания остались со школы, но многое с возрастом ушло. Нужно повышать собственную грамотность», — Ирина, 60 лет, старший диспетчер общественного транспорта.

С другой стороны от меня садится мужчина в очках, с небольшой стопкой бумаг, на которых распечатаны правила русского языка. Он откладывает их в сторону и нервно оглядывает аудиторию. Если это шпаргалки – мужчина явно так и не научился списывать.

«На диктант пришел в первый раз, узнал о нем из СМИ и решил проверить себя. Ходил на два подготовительных занятия, писал там также тексты под диктовку – ошибок у меня больше, чем требуется на отметку «2», так что на высокий результат я тут не рассчитываю. Но «Тотальный диктант» — очень хорошая идея для народа. Интересное мероприятие для комплексного повышения грамотности», — Александр 38 лет, инженер.

15:01 Все места заняты, в аудитории включают свет, проверяют микрофон и проводят инструктаж. Все присутствующие дружно аплодируют себе, волонтерам и зашедшему «чтецу». В нашей аудитории это – Андрей Константинов, музыкант, участник музыкального коллектива русских народных инструментов «Терем квартет».

Нам показывают небольшое юмористическое видео от организаторов: «Биологический вид – «человек, пишущий по-русски правильно» вымирает. Таких людей ЮНЕСКО занесет в красную книгу, и присвоит им статус памятника культуры. В плановом порядке мы будем проводить реставрацию грамотных людей, а самых уникальных представителей выставим в Эрмитаже и других мировых музеях».

Заканчивается мотивационный ролик словами: «Вы не знаете русский язык, но как говорила Ирина Аллегрова, — «ну и что же тут криминального?». Напишите тотальный диктант… И езжайте в Геленджик».

Смотрим видео с инструктажем по заполнению бланков участника. В качестве примера предлагают написать в графе «ФИО или прозвище» «Эдуард Запеканкин» или «фонарь». Любой присутствующий может не писать свое имя и сохранить анонимность. Также можно не получать оценку, а просто узнать свои ошибки – нужно только поставить «галочку» в специальной графе в бланке.

На экране появляется еще одна небольшая презентация — повторяем правила образования прилагательных от имен собственных (такие слова могут быть в диктанте). Также собравшимся сообщают, что текст будет содержать устаревшие слова: брандмейстер, империал, линейка. Объясняют их значение. Кажется, я все запомнила, но по ходу диктанта слово «брандмейстер» вызвало у меня секундное затруднение.

Смотрим обращение Евгения Водолазкина – автора текста для диктанта в этом году. Он говорит о том, как это мероприятие меняет отношение к русскому языку: «Язык — прекрасный сад, но его нужно возделывать, и тогда он даст нужные плоды. Пишите диктант сейчас, всегда и везде», — заканчивает Водолазкин свое обращение и зачитывает нам третью часть своего рассказа «Волшебный фонарь».

Отрывок «Невский», который диктуют в Петербурге в этом году — о мальчике, восхищающемся пожарными и их нелегкой работой. Андрей Константинов берет в руки микрофон и начинает диктовать текст по предложениям. На всем протяжении диктовки чтец галантно сообщает о начале нового абзаца и указывает на слова из правил, которые мелькали на экране в начале презентации.

16:02 Диктант закончен. Нас просят записать адрес сайта, где после 22 апреля появятся результаты. Участникам дают еще пять минут, все в последний раз проверяют текст, а Андрей Константинов фотографирует присутствующих на свой айфон. Собравшиеся начали сдавать работы волонтерам, и в этот момент какой-то молодой человек громко спрашивает на всю аудиторию: «А слово «отблески» из диктанта пишется через «п» или через «б»?».

На экране появляется последняя информация: награждение отличников пройдет 28 апреля в 19:00 в молодежном театре на Фонтанке. Андрей Константинов подходит к сидящим за первой партой и пытается их мотивировать быстрее сдавать и быть уверенными в своих силах. Я воспользовалась моментом и задала нашему чтецу пару вопросов.

«Диктант и обращение внимания к русскому языку – необходимое мероприятие. Русский язык – основа и стержень нашей культуры, а культура — это базис того, как мы живем. Хорошо, что людям не все равно. Самому писать диктант мне, если честно, страшновато, я бы лучше писал изложение. В диктанте есть необходимые правила, а в языке главное смысл, образ. Так как я музыкант, я понимаю, что если нет образа, даже музыка становится скучной, хотя по правилам человек может играть абсолютно верно. Если бы одна часть состояла из диктанта, а вторая из изложения или сочинения, было бы еще лучше, но все равно идея эта просто отличная. В следующем году с удовольствием буду принимать участие в качестве диктора», — поделился своими впечатлениями Андрей Константинов.

Замечаю среди сдающих работы людей пару, которая спорит по поводу написания слова «Апокалипсис» — со строчной или прописной буквы. Оба явно остались недовольны своими ошибками в тексте. Подхожу, чтобы узнать, как они оценивают свои силы в этом году.

«Этот диктант мне показался сложнее, чем в том году. Это мероприятие очень полезно, ведь в век компьютеров мы тупеем, и за нас думают айфон или планшет. У меня возникли сложности с пунктуацией и некоторыми словами – они кажутся простыми, но отвыкаешь самостоятельно писать, и даже над простыми начинаешь задумываться. В прошлом году у меня за диктант была 2, зато в школе по русскому языку: 5-4», — Ксения, 35 лет, экономист.

Спутник женщины согласился, что в этом году текст для диктанта выбрали сложнее, чем в прошлом.

«По сравнению с прошлым годом текст оказался сложнее. Правописание окончаний, двойных букв, согласных и прямая речь вызвали особенное затруднение. В 2014 году у меня за диктант было 2, в этот раз хотелось бы получить что-нибудь повыше. «Тотальный диктант» мотивирует, как минимум, заглянуть в словарь!», — Максим, 36 лет инженер.

Участники покидают здание, оживленно обсуждая текст диктанта и разбирая предполагаемые ошибки. Волонтеры скрепляют сданные работы и сортируют их. Петербуржцы самого разного возраста выходят из СПбГЭУ довольные тем, что, пускай всего на полтора часа, но им снова удалось побывать в школе на уроке русского языка.

Подготовила Валерия Митрошенко / ИА «Диалог»