О теме спектакля
Маргарита Бычкова: Роман «Театр» написан Моэмом о закулисной жизни актрисы Джулии Ламберт. Мы встречаемся с ней, когда ей 46 лет. Это то время, где ее вдруг настигают нежданно-негаданно нахлынувшие чувства влюбленности, любви и страсти, о которых она уже, наверное, давно забыла. Она привыкла чувствовать это только на сцене, играть. И вдруг это приходит в ее жизнь. Спектакль в том числе и о том, как взрослая женщина, актриса, которая умеет переносить жизнь на сцену, переживает чувство любви. Зрители вместе с ней переживут ее роман. Действие происходит в ее гримерной. Кроме того, мне очень хотелось окунуться в то время. В спектакле мы делаем этюды на тему Англии. Мы, русские актеры, играем английских артистов. Нам хочется окунуться в мир этой красоты: костюмов, мебели, и, конечно, «пожить» в гримерке Джулии Ламберт. Зритель увидит закулисную жизнь и поймет: не даром говорят, что актерский труд приравнивается к шахтерскому. Он действительно не очень-то прост. В спектакле Майкл говорит, что он закрывал театр только перед Пасхой на Страстной неделе. Премьера нашей постановки – в Пасху, 12 апреля. Это очень символично.
Евгений Иванов: Казалось бы, играть артисту в спектакле об актерах — проще, чем в любой другой пьесе. А мой персонаж в финале говорит фразу, которая может быть лейтмотивом всей нашей истории: «Не будьте естественны. На сцене не место этому. Здесь все — притворство. Но извольте казаться естественными». На самом деле артисту играть артиста гораздо сложнее, чем любого другого персонажа. Наша история должна получиться немножко «над» ситуацией. Хотелось бы, чтобы возник духовный разговор о предназначении и сути каждого человека, о творчестве, о Театре с большой буквы.
О театре в театре
М.Б.: Вся жизнь персонажей — театр. В нее врывается молодой человек Том, который вытаскивает Джулию из этого состояния. Но будучи сильной, мудрой и талантливой актрисой, она все равно впоследствии, когда роман с молодым человеком сходит на нет, разворачивает это себе во благо. Она, как говорит ее учитель Джимми Лэнгтон, пережив это, может играть Федру. Этот спектакль не только о театре, он о любви. Так получилось, что Джулия Ламберт — актриса. Если бы она была менеджером, то спектакль бы назывался «Лирические сцены в офисе». В некоторой степени вся эта история соотносится и с моей жизнью. Я на сцене 22 года. Но в жизни я не играю роль. Актерство — это профессия. Когда мы уходим со сцены, то становимся нормальными людьми с теми же пороками, страстями, болями, мучениями, счастьями и несчастьями. В спектакле мы как раз и исследуем тот момент, когда артист уходит со сцены. Зрители видят главную героиню только в гримерной, где она настоящая. Публика во время спектакля поймет, «из какого сора растут стихи».
Об исполнительнице главной роли
Е.И.: С Таней Кузнецовой мы играем вместе очень давно: наша первая сценическая любовь случилась много лет назад в спектакле «Дама с камелиями». Затем были «Sex comedy в летнюю ночь», «Игрок», «Месяц в деревне»… Этот сценический роман продолжается два десятилетия, но моя любовь к ней стала еще больше, глубже. Она меняется, и я меняюсь. Таня с годами, как хорошее вино, букет которого расцветает. Она и партнер удивительный: очень требовательный и в то же время мягкий и тактичный. С такими, как Таня, невозможно работать в полноги, халтурить, не любить ее персонажа. Даже на репетиции я не могу позволить себе быть не в форме. В идеале так должно быть по отношению к каждому партнеру, но в жизни подобное случается далеко не всегда. У актеров есть такая присказка: ищи спасения в партнере. Она — великолепная, и не даст мне утонуть…
О Майкле
Е.И.: В этом спектакле я играю Майкла, мужа главной героини. Этот персонаж — яркий, эксцентричный, прагматичный, жесткий и, одновременно, — мудрый и любящий. Майкл появился в театре благодаря своей красивой внешности, и Джулия сразу в него влюбилась. Но красота – вещь проходящая. И, с рождением их сына Роджера, Джулия разлюбила Майкла. Его же любовь не ослабла со временем. И, поняв, что актер из него не вышел, он всю свою энергию, силы, направил на то, чтобы сделать свой театр, а Джулию в нем – звездой. В конечном итоге из него получился хороший режиссер, продюсер, организатор. Машина под названием «Театр Джулии Ламберт» закрутилась.
По сути, мы с моим персонажем почти ровесники. В этом возрасте человек начинает ценить простые вещи: любовь, добро, дружбу. Майкл, я думаю, тоже это ощущал. Он никому не позволит разрушить свою семью, свой театр, опорочить имя своей супруги. Майкл прекрасно видит и знает, что у нее — роман с молодым человеком, но не позволяет даже Долли, близкому другу семьи и продюсеру их спектаклей, переходить грань дозволенного в разговорах о Джулии. Он с ней резок, несмотря на то, что на кону стоит финансовое благополучие театра. Лишь однажды, не справившись с эмоцией, он произнесет в разговоре с Джулией загадочную и одновременно понятную фразу: «Нет ничего такого, что я бы о тебе не знал…». Для Майкла театр и Джулия – неразрывны, как сообщающиеся сосуды. Чтобы эта театральная машина работала, Джулия всегда должна быть в форме — без нее этот механизм просто рухнет.
О режиссере Маргарите Бычковой
Е.И.: Когда задают вопрос о женской режиссуре, я удивляюсь: режиссер для меня не может быть женского или мужского рода. Он или есть, или нет. Так же, как с актерами: или ты актер, или что ты делаешь в театре? Что касается Маргариты — это ее первая работа на Большой сцене (на Малой она уже сделала тонкий и пронзительный моноспектакль «Три дуры, три дороги, три души»). Как мне кажется, Маргарите-режиссеру очень помогает то, что она — хорошая актриса и великолепный педагог, и у нее получается объяснить и донести до актера свой замысел. Она чувствует тонкую актерскую природу, потому что сама – актриса тонкая, экспрессивная, ранимая, с необузданной энергией. Режиссер Маргарита Бычкова объясняет понятно, точно, и при этом старается никого не ранить. Тем не менее, она может быть жесткой, по-хорошему упрямой. Кроме того, я благодарен ей за то, что она позволила мне сыграть эту интересную и сложнейшую роль; за то, что доверила и доверилась. Причем — редкий случай! – когда я готов исполнять любую задачу, которую она поставит, даже самую невероятную, только потому, что я ей верю. Если мне режиссер Бычкова скажет, что нужно постоять на голове, я это сделаю. У нее есть талант убеждения. На таких, как Маргарита, и театр держится. Дай ей Бог! И удачи всем нам.
Беседовала Маша Всё-Таки / ИА «Диалог»