Site icon ИА «Диалог»

Аниматор: Мы не ездим в Турцию развлекать людей, мы мультфильмы создаем

смешарики

«По долгу работы мне пришлось посмотреть все выпущенные серии, и… я полюбила «Смешариков»»

Я училась на аниматора в Институте кино и телевидения. После попала на анимационную студию «Петербург», прошла там курсы 2D-анимации и начала работать над мультсериалом «Смешарики». До того момента я его не смотрела и, честно говоря, считала несерьезным коммерческим продуктом. По долгу работы пришлось посмотреть все выпущенные серии, и…я полюбила «Смешариков», поняла, что сериал замечательный, а если учесть, что со времен Советского Союза российская анимация переживала не лучшие времена, «Смешарики» показались мне очень достойным проектом. После этого я работала на студии «Мельница» над мультсериалом «Лунтик», а сейчас занимаюсь 3D-анимацией и тружусь уже в игровой индустрии, создавая приложения для смартфонов. Мне всегда нравились компьютерные игры, поэтому эта сфера деятельности мне особенно близка.

«Аниматор приводит персонажей в движение, как бы оживляет мультфильм»

Сам процесс производства очень четко прописан. Во Flash 2D-анимации вам дают уже готовую картинку: у тебя сразу есть фон и персонажи. Запись происходит сценами, которые длятся по несколько секунд. От тебя зависит анимация – то есть аниматор приводит персонажей в движение, как бы оживляет мультфильм. Что-то все-таки приходится рисовать самому, но современные компьютерные технологии позволяют уже не каждый кадр рисовать вручную, а производить анимацию более оперативно. Раньше все рисовалось от руки и занимало намного больше времени, а сейчас, в основном, все делается в формате 3D. В процессе всегда нужно быть на чеку, понимать, что и куда нужно подвинуть, поставить. В производстве сразу находятся несколько серий. Это необходимо для оперативного создания мультсериала.

«Часто что-то сам наанимируешь и сидишь, сам с собой смеешься»

Работа творческая и очень веселая. Но для аниматора важна высокая стрессоустойчивость — часто приходится переделывать свою работу по нескольку раз, чтобы добиться нужного результата. Мне очень нравится то, чем я занимаюсь — а это особенно здорово, когда твое хобби совпадает с работой. У нас каждый день проходит интересно и весело. В процессе постоянно возникают смешные ситуации. Ты пытаешься сделать определенную анимацию, а получается совершенно другое. Часто сам себе что-то там наанимируешь и сидишь, сам с собой смеешься. Аниматор не просто играет своими персонажами — мы ими управляем. Аниматор – и художник, и актер, так как ты сам проигрываешь действия своего персонажа и проживаешь все его движения.

«Отсутствие навыков рисования не сильно сказывается на работе»

Для нас очень важна техническая сторона процесса, поэтому одного творчества в анимации будет недостаточно. Примечательно то, что не все 3D-аниматоры умеют рисовать. Умеешь – это плюс. Не умеешь – работе это не сильно помешает. Мы должны постоянно учиться, открывать что-то новое. Анимационная индустрия не стоит не месте, так что приходится изучать новые технические приемы и способы анимации. Существуют различные техники производства. Так, 2D-анимация бывает разная: это и калька, и кукольная анимация, и техника ожившей живописи, когда анимация создается с помощью рисунков масляными красками на стекле. Часто работаешь в смешанной технике – что-то рисуешь от руки, что-то делаешь на компьютере (так рисуют «Богатырей» на студии «Мельница»). Создание баннеров, кстати, тоже работа аниматора. Мне больше всего нравится 3D-анимация. Она почему-то мне ближе с технической стороны. В будущем я не вижу себя работающей в 2D-анимации. Тем более что двухмерная анимация отходит на второй план, так как 3D — дешевле, больше нравится зрителю, и дает новые возможности.

«Технологический уровень профессии в России пока не сравнится с Западом»

У нас много хороших профессионалов, но индустрия не так развита. В Петербурге намного меньше возможностей для аниматора, чем в той же Москве. К сожалению, Россия пока не сравнится с уровнем западной анимации. И хотя российские студии стараются соответствовать, и приближают к западным по качеству, но ресурсов и технических возможностей там намного больше. Я смотрю практически все мультики, которые выходят в прокат. С профессиональной точки зрения замечаешь детали и особенности, которые обычному человеку не видны. Аниматор сразу подмечает свою сферу деятельности. Тем более мы учимся по мультфильмам флагманских студий, таких как Disney, Pixar и DreamWorks – берем какие-то отдельные сцены и раскладываем их по кадрам, находим новые полезные приемы, технологические особенности. В американских мультиках высокого качества практически нет «косяков» или ошибок, но иногда бывают хитрости. Как-то мы разбирали сцену из диснеевского мультика «Рапунцель». Там герой вынимал топор, и нам была интересна сцена перехватывания рукоятки. Мы внимательно смотрели и поняли, что американские аниматоры нагло сжульничали: в нужный момент рука исчезает за кадр и тут же появляется, держа топор уже правильно. В анимации если зритель не заметил, что что-то не так – все сделано правильно.

«Важный этап производства мультфильма — артикуляция персонажей»

Важным этапом производства мультфильма является артикуляция, то есть подгонка мимики лица и губ персонажа под звук. Звук необходим для того, чтобы понимать, какой у сцены ритм, а он для аниматора очень важен. Сначала делается черновая озвучка, то есть приходят сцены со звуком, а аниматор должен четко и гармонично соединить их с персонажем. Иногда сам режиссер записывает черновую озвучку, а иногда артикуляция проходит сразу на чистом звуке. Анимация очень плотно связана и со временем. Если сцена занимает 5 секунд – нельзя сократить ее и уместить в 4 секунды, или растянуть на 8. Умещаешь все в положенное время, чтобы попасть в звук и ритм происходящего.

«Аниматоры постоянно кривляются на рабочем месте»

Мне очень нравится компания, в которой я работаю. Даже на больших студиях коллектив очень небольшой – все друг друга знают и становятся настоящей семьей. Нас в компании всего человек 30, и из них два аниматора. Вот сидим мы вдвоем, а вокруг 20 программистов. Программисты программируют, а аниматоры все время смеются. Наше поведение на рабочем месте кажется очень странным: мы встаем, делаем непонятные всем движения (отыгрывая на самом деле действия персонажа, чтобы правдоподобно их повторить). Где-то через полгода программисты привыкли, но сначала наше поведение вызывало у них удивление и даже восторг. Аниматор постоянно кривляется на рабочем месте. Я могу сидеть за компьютером и корчить рожи – это совершенно нормально и даже важно. Приходится самому произносить реплики, чтобы артикуляция стала понятна.

«Если у вас корпоратив — мы все организуем»

Мы часто шутим с незнакомыми людьми. Услышав слово «аниматор» большинство сразу думает, что летом мы едем в Турцию и развлекаем туристов, а также, что нас можно пригласить на свадьбу и мы будем профессионально веселить гостей. Мы шутим: «Если у вас корпоратив — мы все организуем». Когда говоришь людям, что ты «мультипликатор», они сразу понимают, что ты мультики рисуешь, а если сказать «аниматор», первая мысль — «развлекаешь людей за границей». Мультипликатор – это такое советское, общее название профессии. Аниматор – более конкретное название дела, которым мы занимаемся. Когда речь идет о 3D-графике — моделлер, аниматор и человек, занимающийся волосами и тканью в анимации, вместе и являются мультипликатором.

Подготовила Валерия Митрошенко / ИА «Диалог»