«Замысел проведения этой экспедиции был инициирован Главнокомандующим Военно-морским флотом. С нами в море ходили курсанты Военно-морского института вместе с преподавателями, а также студентами Гидромета», — рассказал о составе группы начальник экспедиции Олег Осипов.
Исследователи изучали параметры морской среды и снимали на камеру рельеф дна в 15 морях и трех океанах. Помимо этого, перед ними стояла задача проверить наличие новых географических объектов и скорректировать морские карты и пути.
Началась экспедиция 18 августа 2014 года, когда судно вышло, как говорится, под звуки фанфар и бой барабанов, из порта Кронштадт и направились вокруг Скандинавии. Однако, по словам Осипова, как только они вышли в Балтику, быстро попали в сильный шторм, и именно он начал приучать эксипаж к суровым условиям кругосветки. Из порта Североморска двинулись далее по Северному морскому пути. Перед ними стояла первая задача — по уточнению береговой черты на островах Северной Земли и Новой Земли. Там смельчаков ждали первые открытия — правда, сдобренные суровыми условиями.
«К сожалению, из-за сложных погодных условий у нас не получилось совершить больше открытий — во всяком случае, мы, однозначно, открыли новый мыс на островах Новой Земли, который образовался в результате схода ледников. Раньше его не было на морских картах, теперь он появится», — отметил начальник экспедиции.
Также команде удалось обнаружить новый остров на архипелаге Новая Земля. Однако радость сменилась грустью от непогоды.
По словам руководителя исследовательской миссии, одним из самых сильных впечатлений для него и его соратников стало ощущение новой, не нанесенной на карты земли под ногами. Однако не все так радужно — новые объекты нанесут на карту нескоро. Обработка материалов идет около года, и ответственность за такие вещи очень высока.
«Есть у нас достоверная информация, что образовался новый остров, но мы не смогли это задокументировать. Потому что неблагоприятные погодные условия «завернули» нашу рабочую группу, которая должна была выполнять съемку этого пролива», — заверил Осипов.
К слову, с другим островом экипажу судна повезло больше. На протяжении некоторого времени в Интернете витала легенда о свежеоткрытом острове Яя. Легенду о курьезном открытии Олег Осипов подтвердил — ноги у названия действительно растут из крика пилотов, впервые с воздуха увидевших его: «Я, я открыл остров» — кричали они с борта вертолета. В свою очередь, исследователи с «Адмирала Владимирского» определили точные координаты объекта в море Лаптевых — 73°59’25 северной широты, 133°05’46 восточной долготы. Длина Яя (или Яи, если название вообще склоняется) — 368 метров.
Отметим, после льдов и холодных брызгов первооткрывателям удалось найти в Тихом океане целый подводный хребет высотой в 4000 метров высотой и аж 39 км длиной. Раньше о подводной горе неподалеку от Соломоновых островов никто не знал. Остались впечатления и от великой переправы — Панамского канала. Но тут не обошлось без накладок. Как известно, требования к судам очень строгие, порой огромные баржи и пароходы едва втискиваются в шлюзы. К россиянам придрались из-за мелочей: например, к стеклам на борту. Однако все обошлось — экипаж выстоял свою очередь и сэкономил деньги.
Добавим, экспедиции удалось два раза пережить 22 ноября — около экватора они пересекли линию смены дат на 180-м меридиане в так называемой «золотой точке».
«Так мы из 22 ноября шагнули опять в 22 ноября», — рассказал Осипов.
К слову, не позабыли исследователи о неофициальной и любительской съемке. Участники экспедиции с удовольствием снимали порты и города на разных материках, друг друга и «Адмирала Владимирского», а, монтируя, вставляли забавные или пафосные текстовые заметки. Не обошлось и без кадров, где обгорелые моряки в плавках нежились на берегу океана.
Подготовила Полина Полещук / ИА «Диалог»