«Праздничного настроения ни у кого не было, но в ту ночь было действительно весело»
Работать Дедом Морозом в первый раз я попробовал очень давно. Еще до того, как получил актерское образование. Мне было 19-20 лет. Мои друзья сшили себе костюм Деда Мороза для личного пользования: очень смешной, полосатый, из диванной обивки, борода была из помпончиков ваты. И я в этом виде поздравил своих бабушку с дедушкой. Потом купил конфет, вышел на городскую площадь под главную елку. Зазывал и приглашал детей, чтобы они рассказывали стишки или пели песенки, и дарил им за это конфеты и мандарины. Это был шахтерский город Партизанск, шахты как раз закрыли, люди бедствовали, особо праздничного настроения ни у кого не было, но в ту ночь было действительно весело. Потом как-то вся эта история с Дедом Морозом прекратилась, пока я не поступил в Дальневосточную академию искусств на актера.
«Мне кажется неприемлемым выходить к детям с нестиранной бородой»
Сначала я работал на всякие агентства, в их костюмах. Когда мне как-то раз довелось выступать в бороде, нестиранной с прошлого года, я понял, что так дальше продолжаться не может, нашел деньги и отшил два замечательных костюма. Мне очень помогла художница по костюмам, которая училась у нас в академии. Я приметил, какой она сделала себе хэнд-мейд плащ из старых джинс и понял, что это как раз тот человек, который поможет мне с костюмами. Я сразу отверг идею традиционного халата, потому что под халат нужно надевать как минимум пуховик, чтобы образ смотрелся. А в нашем образе Деда Мороза: тулуп формы – солнце-клеш, стилизованный под боярский, и под ним уже парчовый халат. Сразу же сшил костюм на Снегуручку. Причем, шился он на мою знакомую с аппетитными формами, которая тогда была оперной певицей. Ее костюм сделан очень правильно, поэтому любая девушка может в него поместиться. Если честно, то пара костюмов и работа мастера мне на то время обошлись всего в 200 долларов. За костюмами ухаживаю сам, стирка, мытье бороды и парика. Мне кажется неприемлемым выходить к детям с немытой бородой или в несвежем костюме.
«Деду Морозу прощают все»
Постоянно я занимаюсь этим с 2003 года, каждый декабрь. Правда, один год был перерыв, когда я работал осветителем у Алексея Ефимовича Учителя на съемках фильма «Край». Помимо работы Дедом Морозом я также являюсь ведущим. Некоторые актеры после окончания обучения не могут быть ведущими, так как им нужно, чтобы режиссер все рассказал и объяснил, без импровизации и общения. У меня – наоборот. Я начал работать ведущим, и как раз отшил костюмы. Дед Мороз — мой любимый образ, я его очень уважаю, в этом амплуа можно делать все что угодно. С детьми – возрастной ценз и правила приличия беспрекословны, а со взрослыми – творить можно, что захочешь. Деду Морозу прощают все.
«Меня приглашают, когда хотят настоящего Деда Мороза, а не просто кого-то в костюме»
Где-то приглашают по объявлению, где-то по знакомству. Раз на раз не приходится, но все-таки на дому люди более раскованные, позитивные, чем на отрепетированных мероприятиях. Они все действительно ждут Деда Мороза. Меня приглашают, когда просят настоящего Деда Мороза, а не просто кого-то в костюме. Не секрет, что этим бизнесом сейчас занимаются все подряд. Но я считаю, что разрушить веру ребенка в сказку своим непрофессиональным поведением – это не правильно. Взрослый изначально понимает, что его обманывают и идет на контакт со сказочным персонажем охотнее. Любой человек, который берет на себя роль лидера, хозяина вечеринки – он сам должен в это верить. Детский сад – это детский сад, здесь все понятно, чаще всего выступаешь по подготовленному сценарию. А когда дело происходит дома, нужно обязательно общаться с ребенком. Дети же любознательные, задают вопросы, хотят общаться, и, как правило, те, кого просто набрало агентство, подготовило в течение 30 минут и выпустило в поле, просто свой текст произносят, абсолютно игнорируя ребенка. Это возмущает и родителей, и расстраивает самих детей. Например, был случай, когда я работал в обычных мужских зимних черных ботинках. И один малыш допрашивал меня, почему я не в валенках. Ну, я и объяснил, мол, что это мне внучок принес и сказал: «Дед, ну что ты в валенках по сугробам ходишь? Это прошлый век. Вот, возьми нормальные современные «педали», начнешь бегать». И ребенок сразу все понял, расслабился, поверил, улыбнулся. Также непрофессионально на таких мероприятиях садиться с гостями за стол, есть, выпивать. Как только ведущий садиться вместе с гостем, он «снимает погоны», становится на равных. Он уже не может руководить представлением и перестает быть лидером.
«Это весело, но не безопасно»
Если бы мне позволяли финансы, я бы все время просто ходил и бесплатно поздравлял детей, дарил бы им подарки и праздник. Это очень здорово, когда ты не специально пришел, заказанный, приглашенный, а просто на улице ходишь, даришь радость, настроение, эмоции и получаешь тонну позитива в ответ. Раздавать детям конфеты я собираюсь и в этом году. Занятие это веселое, но не всегда безопасное. Бывает, подходят всякие неприятные личности, пристают, требуют что-то. В этом случае я всегда беру с собой посох, так как подобный прецедент в моей практике уже был. Как-то вечером на «Пионерской» я в костюме Деда Мороза раздавал детям сладости и меня окружило человек семь, неадекватные ребята. Они просто хотели поглумиться: «А мне подарок?! А ему!?». Но все обошлось, спасибо волшебному посоху.
«Мое дело – навалить, ваше дело – откапывать»
В тот год, когда мы взялись за поздравления на дому, все дворы были заметены снегом, не проехать. Мы опаздывали на заказ, ехали в машине уже одетые, в костюмах. Тогда я предложил Снегурочке выйти из автомобиля и добраться своим ходом. Мы выбрались из машины и по сугробам побежали к подъезду, а во дворе жильцы дома откапывали свои машины, Увидев нас, в ярких образах, начали шутить: «Дед Мороз, ты зачем столько снега навалил? Бери лопату – отгребай машину». Я им в ответ крикнул: «Мое дело – навалить, ваше дело – откапывать». Хохотали все, было весело. В другой раз, приезжаем с коллегой в квартиру, а нам открывают двери бородатый мужчина с женщиной, одетые в старорусском стиле, очень почитающие славянские традиции, как выяснилось. Прямо с порога хлеб-соль, чарочка, от которой отказаться нельзя было, так как это уже был момент шоу. Дочку их звали Василиса. Я смотрю, а у нее все лицо расцарапано. Спросил, что случилось, получил в ответ: «У нас в садике была елка. Она большая и пушистая. Многие дети заболели, нас было мало. Когда мы водили вокруг нее хоровод, елочка всем лица поцарапала». А еще был интересный случай, когда я в общежитии жил. Прибежал ко мне однокурсник и сказал, что срочно нужен Дед Мороз на праздник в закрытый коттеджный поселок. Я туда приехал, а там 3-х метровый забор и охранники с автоматами, которые пол часа меня всего обыскивали, проверяли и, наконец-то, запустили на территорию. Потом ко мне подошли двое мужчин, один из которых представился Олегом, хозяином дома. Он тогда предупредил, что если напьется, то его водитель меня обязательно отвезет обратно в общежитие. Мероприятие прошло весело и хорошо. Меня действительно доставили обратно. Когда мы уже подъехали к общежитию, водитель поинтересовался, ничего ли я не забыл. Затем он открыл багажник, в котором были соленья, колбасы, нарезка, салаты, коньяк и шампанское. Как выяснилось, это была «благодарность от Олега». У нас студентов тогда был хороший Новый Год.
Текст и обработка фотографий — Валерия Митрошенко / ИА «Диалог»