Site icon ИА «Диалог»

Ирина Власова: Наблюдателям будет над чем посмеяться во время подсчета бюллетеней

Ирина Власова

Какова обстановка на участке?

«Досрочные» бюллетени начали вскрывать примерно в 7:45, когда я подошла, как раз проходил процесс вскрытия. На некоторых участках, насколько я знаю, бюллетени вскрывались вообще в 6 утра. Как мы заметили, явка на досрочном голосовании была больше 1%, поэтому нужно было поставить на всех бюллетенях печати. Мы увидели, что печати проставляли не на всех бюллетенях, чуть ли не через раз.

Что это значит?

Это значит, что потом при подсчете бюллетеней из досрочного голосования их окажется меньше, чем есть на самом деле. Но оказались непроставленными не так уж много печатей. Можно придраться конечно, что не на всех бюллетенях ставят печати, но мы их не найдем. И будет считаться, как будто эти люди сегодня проголосовали, а не досрочно, как раз из-за этого. Но самое главное для нас — добиться раздельного подсчета голосов, которые были получены на едином дне голосования, и тех голосов, которые были во время «досрочки». Мы хотим добиться законности выборов.

Какие еще есть проблемы?

У нас до сих пор (около 16:30 — ИА «Диалог») на стене не висит увеличенный протокол. Это копия протокола, который будет заполняться, он должен висеть в увеличенном виде на стене с самого утра еще до открытия комиссии. И в него заносится число избирателей и другие важные данные. А его до сих пор нет. Формально это мелочь, из-за которой нет желания устраивать скандалы, но такого не должно быть.

А какая публика приходит на участок? Одни пенсионеры или есть юноши и девушки?

Да, молодежь приходит. Причем тем, кто голосует в первый раз, дарят кружки с милыми «смайликами»…

Не с усами ли, случаем?

Нет, на них нарисован желтый «смайлик», а под ним написано что-то вроде «Я люблю Питер». И все ребята выходят довольными от таких сюрпризов.

Есть какие-то курьезы?

Очень многие люди не замечают урну и пытаются выйти с бюллетенем из кабинки. Естественно, комиссия сразу реагирует на это и указывает на местонахождение урны. Вообще, члены комиссии очень волнуются — накануне возле школы на асфальте кто-то написал баллончиком фамилии четырех кандидатов-коммунистов. Насколько я знаю, местная администрация с одной стороны замазала это все белой краской, а с другой стороны до сих пор фамилии красуются. Вроде хотели тоже убрать это дело, но в итоге пока ничего.

А из серьезного?

Кто-то начал распространять лжеагитки «Гражданской платформы» с портретами и надписями вроде «Выбираем ребят из ГП! Мы за Майдан». Выглядят они как настоящие причем.

Дело рук провокаторов?

Естественно, это сделали для дискредитации кандидатов. Знаю, что они ходили и искали эти «агитки», пытались как-то их утилизировать. Просто жесть какая-то.

Что с голосованием на дому?

С этим все весьма спокойно — в основном, это очень старые и с трудом ходящие бабушки и дедушки. Многие подписи ставили просто наобум…

Много избирателей вообще приходит? Все посетители участка ставят «галочки» и за муниципалов, и губернатора выбирают?

Утром были те, кто шел на работу, потом те, кто проснулся, а днем повалило безумное количество народу. Дело еще и в том, что многие приходят по ошибке сюда — видимо, их распределили на другие участки, не предупредив. Люди сердятся, говорят, что все время голосовали именно тут, и отказываются тратить время на поход к другому участку. Приходила женщина без паспорта, у нее накануне сумку отобрали. Не дали ей проголосовать. Другая женщина пришла и выбрала муниципалов, а потом заявила, что пенсии маленькие, жизнь плохая, и губернатора она поэтому выбирать не хочет. Это был единственный случай, а так голосуют все на обоих позициях.

Слышали про истории с испорченными бюллетенями?

Да, но тут посмотреть, конечно, ничего не можем. В Интернете уже зато много чего вывесили. Думаю, когда будет подсчет, будет, над чем посмеяться.

Беседовала Полина Полещук / ИА «Диалог»