Site icon ИА «Диалог»

Тахир Бикбаев: Любое сталкивание интересов ведет к разрушению

Тахир-Бикбаев-500x333

Тахир Ришатович, что вас сподвигло избираться на пост губернатора Петербурга?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно начать с того, чем я занимаюсь в последнее время. А я состою во всероссийской общественной организации «Опора России» по поддержке малого и среднего предпринимательства. Мы видим резервы пополнения городского и федерального бюджетов именно в развитии малого и среднего бизнеса. Конечно, нужно активно развивать промышленность, но малый бизнес находится пока в застое. Более того, еще и стагнирует. Вот этот резерв и надо использовать.

По данным правительства Санкт-Петербурга, у нас порядка 28% средств в бюджет идут от малого и среднего бизнеса. А по подсчетам экспертов нашей организации, цифра гораздо ниже. При этом каждый третий петербуржец сегодня связан с малым и средним бизнесом – не важно, владелец он бизнеса, работает он на него или рядом находится. Это огромное количество.

Для того, чтобы получать от малого и среднего бизнеса больше, нам нужно создать для него условия. Нам нужно, во-первых, повысить расходы на малый и средний бизнес в городском бюджете – сегодня они составляют около 0,3% бюджета. Это 194 млн рублей.

Маловато…

Маловато. Нам нужны финансовые поддержки малому бизнесу. У нас, к сожалению, банки сейчас дают кредиты на свое дело не меньше, чем под 18%, а в нынешних условиях будет еще больше. Если мы хотим развивать малый бизнес, мы должны кредиты давать как минимум под 10-11%, чтобы можно было вздохнуть, иначе все это…

Бесполезно?

Да. Утопия. Теперь по суммам. Малому и среднему бизнесу, если брать ВЭБ, к примеру, предлагают минимум 500 млн рублей. Зачем малому бизнесу 500 млн? В принципе людям для раскрутки бизнеса, особенно для начала, нужно 10-15 млн. А некоторым и два, и три. И, естественно, давать под большие проценты такие маленькие суммы – смешно. Нужно развивать систему микрофинансирования, это есть у нас в программе. Надо двигаться в этом направлении.

Если говорить о создании условий, то никак не обойдешь госуслуги. Это многофункциональные центры, вот там нам хотелось бы, чтобы малый бизнес мог регистрировать свои юрлица в «одно окно» и как можно короче по времени.

А сейчас эта система не работает?

Не работает. У нас есть 295 госуслуг, необходимо этот список расширять. Мало того, нужно увеличить количество многофункциональных центров. Всего их 35, пять из них в Приморском районе, а в остальных районах по одному-по два. Этого недостаточно.

Какая, если отталкиваться от вашей программы, В Петербурге сегодня самая насущная проблема, и как ее решать?

Я, как представитель партии «Зеленых», считаю, что самая насущная проблема сегодня – экология. Я буду твердо стоять на том, что городу требуется закон о химической безопасности. Экологическая обстановка неблагоприятно влияет на окружающую среду, на воздух, которым мы дышим, на наше памятники истории и культуры, а значит, появляется больше затрат из бюджета. Но самое большое воздействие на экологию оказывает транспорт.

При этом вы в своей программе предлагаете второе транспортное кольцо вокруг центра – это разве не повлияет на состояние окружающей среды?

Не совсем так. Это не дополнительное транспортное кольцо, это ограничение въезда в центр, «окольцовывание». Это приблизительно как Садовое кольцо в Москве, только включая Обводный канал, набережные. Эти наработки имеются у городских специалистов по транспортной инфраструктуре, у наших разработчиков проектов. Их надо просто поднять.

Что же мешает их реализовать?

Мешает наше желание не замечать того, что творится. А завтра будет хуже, денег потом потребуется гораздо больше.

Один из «больных» петербургских вопросов – снос исторических зданий в центре города. Какие вы видите методы борьбы с этим явлением?

Никаких реноваций, сносов без общественного мнения.

По каждому зданию?

По каждому. У нас есть список исторических зданий, у нас есть профильные комитеты, у нас есть общественные организации. Но я удивляюсь: когда принимается решение о приведении к высотному регламенту «Монблана» и того, что построили вокруг гостиницы «Санкт-Петербург», некоторые архитекторы утверждают, что все нормально. Так где тогда единая «небесная» линия? Давайте спросим у жителей.

Может быть, стоит усилить контроль со стороны власти? Чтобы контролирующие органы – контролировали?

Хорошо, конечно, что мы все власти доверяем, но должен быть контроль общественный. У нас есть предложение: создать комитет общественного контроля, куда бы стекались мнения горожан, куда жители могли бы прийти и пожаловаться. Сейчас все это разбросано по комитетам, и каждый комитет защищает в первую очередь свои интересы. Это был бы независимый общественный комитет, который бы докладывал лично губернатору. Ведь половина обращений до губернатора не доходит. Этот комитет будет показателем: если люди перестанут жаловаться – значит власть успешно работает.

А губернатору хватит времени по каждому дому жалобу рассматривать?

Не надо губернатору. Председатель комитета рассмотрит.

Какие вы видите способы привлечения средств в бюджет? У вас довольно обширная программа, и, чтобы реализовать ее, потребуются деньги.

Есть приоритетные вещи, есть вещи, которые можно планировать стратегически, и я — за преемственность.

Вы имеете в виду «Стратегию-2030»?

Да. Меня многие критикуют в этом отношении, но я считаю, что, если закон есть, — а сегодня это форма закона – мы поэтапно должны идти по нему вперед. Там все уже должно быть прописано. Другой вопрос – жизнь меняется, денег тоже – сегодня много, завтра мало.

Вы меня немножко опередили: хотелось узнать о вашем отношении к «Стратегии-2030», вы бы ее никак корректировать уже не стали?

План – не догма, и он может корректироваться постоянно, если этого требует необходимость. Если доказано, что есть что-то лучше – почему нет? Но нельзя просто так отходить от плана, который выработан. Нормально будет, если я завтра приду и скажу: ««2030» убрать, ввести – «2015» и «2035»»?

Но если у вас будут существенные дополнения, изменения?

А до меня, что, люди не думали? Это не система управления, это система хаоса.

Какие из проектов предыдущих властей вы бы сохранили, а какие отменили бы?

Тяжело сказать с ходу… По Конюшенной сейчас вопрос решился. Что сейчас на повестке?

Например, программа реконструкции и сохранения исторических территорий в центре – Конюшенная и Коломна с Новой Голландией.

Если эта программа сохранит исторический облик города, позволит, по возможности, сохранить историческое использование зданий, то ее нужно продолжать. Однозначно «нет» — росту офисных помещений, росту в центре всевозможных бизнес-центров. Хватит уже их.

Дом Зингера — великолепно сохранили. Вот по такому принципу нужно сохранять центр. Я хотел бы, чтобы внутренняя «начинка» зданий была современной, а внешний облик — историческим. Здесь мы сталкиваемся с проблемой перепланировки – да, внутри где-то перепланировку можно допускать, но сохраняя внешний облик. Никаких новоделов. Вот буквально на днях видел у метро «Чернышевская»: великолепное старое здание, и тут же новодел из бетона и стекла. Вроде постарались вписать, но все равно бьет по глазам. И сделали там жилье. Апартаменты, наверное, стоят десятки миллионов. Кому это нужно, ради кого это делается?

Строителям…

Правильно. Но пусть зарабатывают деньги на другом, пусть ужмутся в своих желаниях.

Если вспоминать транспортные проекты – Орловский тоннель, развитие метро, все бы сохранили в тех же направлениях?

Метро надо развивать, в «Стратегии-2030» это есть. Легкорельс появится – тоже правильно. Хотел бы, чтобы транспортная инфраструктура вокруг города была закольцована, чтобы были радиальные улицы с выходом на основное кольцо. Меня упрекают, что я требую сейчас новую кольцевую дорогу. Но это даже не городская задача, это федеральная задача. Ежедневно, еженедельно ДТП на КАД с большегрузными машинами – сколько жизней за пять-десять лет уйдет? Это сегодня надо делать. Через десять лет появятся другие вызовы. На вызовы надо отвечать своевременно, стучаться в федеральный бюджет, просить.

Знаете, бытует мнение, что идти на выборы сегодня смысла нет – «мол, с кандидатом от партии власти не поборешься». Что бы вы ответили на это?

Я говорил уже, что треть бюджета, по данным статистики петербургского правительства, идет от малого бизнеса. И каждый третий петербуржец работает в сфере малого и среднего предпринимательства. Если люди хотят получать достойную зарплату, хорошую организацию работы, расширяться, двигаться вперед, хотят, чтобы город рос, расцветал, чтобы все сохранилось, они должны прийти и проголосовать. За себя. Не за меня, не за кого-то еще из кандидатов. А за себя. Это первая обязанность. Они могут помочь городу, они должны отдать свой голос. А после этого надо трудиться. Вы должны иметь свой голос. Кто глашатай вашего голоса в этой ситуации? Это ваш представитель в исполнительной власти, ваш градоначальник. Завтра – к 2016 году – это ваш депутат.

Если, предположим, вам не удастся победить на этих выборах, вы будете свои интересы продвигать во власть, находить контакты с тем, кто придет?

Это наша глобальная задача. Мы по-взрослому заявились на губернаторских выборах, мы понимаем свои шансы, но наша стратегическая задача – навести порядок в ЗакСе. Рядом с «Единой Россией» должна быть хорошая «зеленая» партия, которая будет отстаивать интересы малого и среднего бизнеса. И экологии.

Вы, в общем, уже сказали об этом более или менее – но можете охарактеризовать портрет своего избирателя? На кого вы в первую очередь ориентируетесь?

На студентов, тех, кто работает в розничной торговле, на транспорте, поддерживает систему ЖКХ, — если я всех начну перечислять у меня просто времени не хватит.

То есть, широкий круг?

Очень широкий круг. Это те же бабушки и дедушки, которые возмущаются, когда у них под окнами зимой тарахтит какая-нибудь машина по полтора часа – а мы ограничим: две минуты на разогрев машины. Такой принцип действует во всей Европе.

То есть на так называемый «протестный электорат» вы не нацелены? Оттянуть аудиторию…

Я вообще против сталкивания интересов между электоратом. Потому что любое сталкивание интересов ведет к разрушению. Я за системный подход к проблемам и за решение их всем обществом.

Беседовала Дарья Скороспелова / ИА «Диалог»