Как по вашему, что главное сейчас в образовательном процессе в современной школе?
Главной фигурой образовательного процесса всегда будет учитель с его глубокими знаниями того предмета, который он преподает, психологии, физиологии, методики. Фигура учителя – это главный и двигатель всей системы, и ее вдохновитель, и притягательная сила. Обаяние учителя, любовь к нему детей, его любовь к детям – это не требует никакого инновационного вмешательства. Только слово учителя, его взгляд и его интерес к предмету дают такой результат, которого мы все ждем. Никакое высокотехнологичное оборудование не может его заменить.
Но все же, какие инновационные методики преподавания вы используете?
Все-таки мы живем в XXI веке, и сегодня высокие технологии шагнули так далеко, что дошагали до школы. Сегодня мы можем предоставить учителю самые широкие возможности для современного обучения. Когда лет 8-9 назад в нашей школе появились первые интерактивные доски, и я была на уроке геометрии в классе, где начали изучать стереометрию, я увидела это чудо, так скажем, мультипликации. Ребенок ведет пальчиком, и у него все рисуется. Сейчас в руках у учителя огромная сила для того, чтобы ребенок увидел, понял, представил себе, сконструировал сам. Я считаю, что величайший прорыв в образовании – это использование такой интерактивной техники. Я вижу, как на доске строится график, а рядом в пробирках что-то булькает. Я понимаю, как это друг от друга зависит. Это величайший шаг вперед.
Сейчас мы приобретаем 3D-проекторы с программой для урока биологии. Человек надевает очки и видит, как клетка делится, например. Если к учителю, который обладает знаниями, харизмой, любовью добавить современные технологии, это делает процесс обучения интересным и зажигающим. Это очень важно, потому что ребенок будет хорошо учиться, когда ему будет интересно и у него будет получаться. Современное высокотехнологичное оборудование дает возможность получать удовольствие от того, что происходит в классе. Приход в школу дистанционного обучения делает возможным из самого глухого уголка увидеть уроки лучших учителей. Тут должны быть два компонента: хороший учитель и эта техника.
Вы говорите, что учитель – главная часть образовательного процесса. Как вы подбираете своих сотрудников? Какими качествами они должны обладать?
Они должны обладать качествами, о которых легко рассказать, но очень трудно найти даже в таком большом городе, как наш, и в такой престижной школе, как наша. При первой встрече с учителем мне очень важно, как он выглядит. У нас почему-то это очень недооценивается. Для меня очень важно, чтобы он был завораживающе хорош собою в любом возрасте. Дети должны видеть, что учитель не с постели встал и прибежал в класс, а готовился к встрече с ними: подобрал правильную одежду, надел красивые туфли, привел себя в порядок. Педагогический облик – это такая же важная составляющая, как и глубокие академические знания, увлечения, которыми он тоже обязан обладать.
Дальше я смотрю на образование, которое получил человек. Я, правда, никогда в жизни ни у кого не спрашивала эту вкладку с оценками. Мне неловко. Но то, какой вуз закончил человек, имеет вес. Меня, конечно, интересует предыдущий опыт работы, а если я беседую с молодым специалистом, то интересует, что его привело в школу. Ну не заработок же! При всех этих отборах конечно ничего не стоит ошибиться, Так же как и стопроцентно попасть в цель. Для меня это очень большая проблема.
От выпускников 56-ой гимназии я слышала, что у вас бывают творческие уроки. Какие необычные методики используются здесь?
В школе должно быть интересно. Ученики должны сюда ходить с радостью, с восторгом открытий, познания, осознанием того, что к ним уважительно и хорошо относятся. Например, у нас необыкновенный праздник 1 сентября. В этом году мы отмечали первое сентября на «Сибур-Арене». Еще у нас есть праздник «Достояние года» в БКЗ Октябрьский, выезды старшеклассников. Эти выезды — самое любимое творческое дело: надо и костюмы подготовить, и номера какие-то, подготовиться к интеллектуальным творческим играм, к спортивным состязаниям. Наши ребята приходят в школу не 1 сентября, а 25 августа, и с этого времени что-то придумывают.
Множество родителей приезжает посмотреть на выступление детей. А дети, старшеклассники, не стесняются показать родителям, как они поют и танцуют. В этом есть высокий педагогический эффект. Я очень горжусь этим. Сами уроки у учителей интереснейшие, познавательные. Я говорила вам об интерактивных досках, они стоят в каждом классе. Еще очень важны проекты, которые готовят дети, научно-исследовательские работы. У нас даже есть предмет «Учебно-исследовательская деятельность». Он идет в 9 классе. В рамках этих уроков ребята пишут работы, делают групповые и индивидуальные проекты.
В двадцатых числах марта обязательно будет научно-практическая конференция, где дети будут выступать с докладами. Еще будет праздник песни, праздник танца. У нас в школе шесть хоров. В них поют дети с первого класса и до одиннадцатого. Это им очень нравится. У нас много направлений: есть химико-биологические, технологические, физико-математические, социо-гуманитарные, филологические классы. Дети учатся с удовольствием, и это очень большое благо. Я очень рада тому, что эта творческая атмосфера, которая живет в педагогическом коллективе и передается детям, и поддерживается родителями, дает хорошие результаты.
Насколько сложно учиться в вашей школе?
Учиться у нас непросто. Мне кажется, учиться вообще тяжело, — тяжелее, чем работать. В школе – тяжелее, чем в вузе, потому что в старших классах, например, я все должна учить: и химию, и биологию, и физику, и географию. Вообще учеба – это тяжелый труд.
У вас есть отбор детей?
Нет, кто первый пришел, тот наш.
Почему?
А зачем конкурс проводить?
Для того, чтобы выбрать тех, кто подходит именно вам.
Нам подходят все, кто хочет учиться. Кто плохо учится – будет отчислен. Бывают дети, у которых возникают проблемы с учебой. Для того, чтобы устранить сложности, есть психологи. Они выявляют, почему учеба не успешна и что-то советуют родителям. Дети есть разные. Есть дети, которые не могут учиться в большом коллективе, им нужно там, где 5-7 человек в классе. Им порекомендуют. Умные родители нас послушают. Есть дети, которые с большим удовольствием после 9 класса пойдут и в колледжи, и в лицеи. Они будут получать профессию и станут очень успешными людьми. Есть дети, которым нужно обязательно учиться, закончить 11 класс и выполнить главную мечту учителя, ребенка и родителя – поступить в вуз.
У нас непросто учиться, но мы следим за каждым и понимаем всех. Если создать правильные условия, то практически все могут учиться. Нет, конкурс я проводить среди учащихся не буду. Пока они еще сами за себя не отвечают: все зависит от того, как семья и школа организуют их обучение. А когда они сами за себя начинают отвечать, здесь работает закон. Мы всем даем великолепные равные возможности. Каждый берет их по-разному.
Принято считать, что школа – это такое очень косное учреждение…
Да, рутинное такое место.
…с незыблемыми традициями, которые передаются из поколения в поколение.
Я за традиции и за добрый консерватизм! В 56-ой школе никогда не отказывались от формы. Когда началась демократическая вакханалия в 90-е годы: хоть в халате ходи в школу — наши дети всегда ходили в форме. Это косность или стремление к корпоративному порядку, который меняет человеческое мышление? Конечно, последнее. У нас дети не лежат за партами, а встают, когда входят взрослые. Традиция – это вообще то, чем школа живет. Система разрушается, если не соблюдать два важных принципа: не развивать ее и уничтожить ее традиции. У нас принято вполне консервативное поведение, уважительные, доверительные отношения «взрослый-ученик», жесткое расписание, достаточно серьезная дисциплина. Это нисколько не мешает школе быть современной. Традиция – это нравственная память поколения, а, может быть, и поколений. Она важна в семье, в культуре, в школе.
Как тогда правильно сочетать новации и традицию?
Это очень просто. Школа должна развиваться. Иначе она погибнет. Развитие может быть в разных вещах. Можно развивать идею. Вот мы выбрали идею педагогики успеха, и теперь для нас это великая традиция. Что касается технологий обучения, они обязательно должны идти вперед, должны быть современными. Есть такие чудаки, которые при помощи мела и тряпки могут научить детей, но массовая школа не может обладать большим количеством таких чудаков. Здесь должны быть люди, которые владеют современными технологиями, которые дают возможность расширить процесс обучения, сделать его понятнее, нагляднее. Когда я училась в школе, у нас были большие плакаты. Их в классе показывали. Наглядные пособия. Вы можете сегодня себе представить современную школу, которая на драном картоне что-то показывает? Сегодня включат компьютер, покажут это на большом экране.
Это у вас. А я легко себе могу представить такую школу.
А что значит «у вас»? У нас нет никаких дополнительных средств, у нас нет ничего того, чего не может быть в любой школе. У нас что, другое финансирование? У нас обычное государственное бюджетное образовательное учреждение. Первый грант в миллион рублей мы получили, выиграв его по национальному проекту образования в 2006 году. Тогда мы купили интерактивные доски. Мы участвовали в конкурсах, получали гранты, приобретали оборудование. А кто мешает другим школам участвовать в конкурсах? Никто. Придумывайте! Заявляйте! Показывайте! И у вас тоже все будет! Просто если наша школа взялась участвовать в конкурсе, мы его выиграем, потому что нам есть, что предъявить. У меня, как у хорошей хозяйки, в голове и в бухгалтерии все бюджетные деньги разложены в специальные ячейки. Я работаю с бюджетом. Мы расходуем деньги грамотно и правильно, вот и все. У нас нет никаких платных образовательных услуг, мы не зарабатываем деньги. Единственное – мы сдаем в аренду часть помещения. Там расположена известная стоматологическая клиника. В ней лечат наших детишек и еще нам за это деньги платят. Еще депутаты дают деньги. Вот, председатель ЗакСа Вячеслав Макаров нам помогает.
То есть просто нужно стремиться?
Просто надо хотеть. Я могу вам сидеть и рассказывать, что ничего нет. И ничего не будет! А меня за этот стол посадили, чтобы было! И мое дело – правильно хозяйствовать. Мы целенаправленно шли к этому, и пришли. Пусть так будет у всех. Здесь все очень просто: если я хочу, чтобы моя школа была такой, — она будет. Если я хочу, чтобы здесь пахло только пирожками, а не туалетом, — будет так. А я знаю школы, в которые я войду, и будет пахнуть туалетом. Мне очень стыдно за них. Я пришла 25 лет назад работать в 56-ую школу, в самую плохую в Петроградском районе. Она даже средней не была. Сегодня 56-ая гимназия на таком уровне. Захотите — все будет. Я в это верю. Я вообще считаю, что любую проблему можно решить организационными средствами.
Кстати о проблемах. Наверное, непросто привлечь работать молодых учителей: платят мало, профессия не очень модная…
Много не платят, но, в общем-то, не так уж и мало. У меня пополнение молодыми обеспечено тем, что к нам приходят работать наши выпускники. В нашей школе работает много счастливых людей, поэтому наши выпускники с удовольствием выбирают педагогический университет. Потом они возвращаются к нам, если есть вакансия. Еще есть люди, которые специально приезжают к нам. Например, участники конкурса «Учитель года». Иногда я выискиваю в Интернете. Я хочу, чтобы школа была молодой. Мы создаем условия для этого. Сейчас в коллективе много молодых, талантливых. Для очень многих людей важно участвовать в большом интересном деле или иметь такие условия работы, как у нас, или работать в знаменитой школе. Таким образом сюда народ и собирается. Наше дело людей заинтересовать, дать им возможность проявить себя, что мы удовольствием и делаем. Так мы задерживаем молодежь. Школа – это не место несчастных людей или неудачников. Школа – это место счастливых людей, потому что здесь должно быть интересно, — и детям, и взрослым. Весь мир — театр, а люди в нем актеры. Если люди — актеры, то им должны аплодировать. Школа – это место, где аплодируют людям. Наша задача — создать подиум для демонстрации всех талантов учителей. Слагаемые успеха образовательного учреждения — это новые технологии, традиции, творчество и, конечно, зарплата. Средняя зарплата у нас такая, как положено. У учителей с мая месяца с учетом отпускных в среднем 46 тысяч. В общем, достойно. Начинающим тяжело, но у нас есть премии. Например, по результатам ЕГЭ педагогов, ученики которых написали ЕГЭ больше чем на 90 баллов, мы премируем независимо от возраста и опыта. Подготовил таких учеников – вот тебе премия. Я не хочу эти деньги просто так раздавать. Их нужно давать за что-то. Это очень важно, это стимулирует людей.
У вас в школе введена форма, есть эмблема. То есть вы стараетесь поддерживать корпоративный дух. Насколько это объединяет людей?
Школьная жизнь, возрастной период с 7 до 17 лет, – это не подготовка к будущей жизни, не репетиция того, что будет. Это жизнь, которую человек проживает. Она уже никогда не повторится. Я с большим удовольствием перенимаю все, что я вижу на западе. Я поехала в одну из первых командировок и увидела, что, например, в Бельгии у каждой школы есть животное-талисман. Это было примерно в 1992-1993 году. Тогда мы решили придумать свой тотем. Мы думали-думали, придумали бобра. Мы с коллегами как-то не задумывались о том, что он что-то там портит в природе, но то, что он строит хатки и что он трудяшка, нам очень нравилось. Из этого выросла целая история. К примеру, наши отличники получают в конце учебного года диплом «Золотой бобер». У нас есть книга, в которую вписаны все эти дети. Их там уже великое множество. Этот «бобер» недавно стал еще и зеркальным для тех учителей, которые подготовили победителей олимпиад городского и всероссийского уровня. Зеркальный он, потому что в ученике как в зеркале отражается учитель. Такая у нас бобриная семья. В этом году гимназия стала академической и на нашего бобра мы надели конфедератку. Форма, бобер – вот вам уже и корпоративный дух. Ведь это потом и в жизни будет очень важно. Форма, в которой дети ходят, вечера, которые мы проводим для учителей, премии, которые мы придумываем (например, педагогический «Оскар», который у нас называется «Звездный час»). Это все элементы корпоративной культуры.
Вы сказали, что эта премия для отличников. Теперь я представляю, как вы работаете с теми, кто хорошо учится. А вот с теми, кто плохо?
Бороться с недостатками – это путь в никуда. Развивать нужно достоинства коллектива и человека. Это же гимназия. Мы что, должны их заставлять учиться? Мы предоставили им потрясающие возможности для хорошей учебы. Мы для них сделали все. У нас шикарные классы, прекрасные учителя, интересная жизнь, много экскурсий, поездок. Хочешь – бери. Не хочешь – твои проблемы. Это не значит, что мы на них не обращаем внимания. У нас работает большая служба психологов. У них много программ, в том числе и преодоления неуспешности в учебе. Маленьким детям надо помогать. Чего их ругать? А старших ругать бесполезно. Не хотят учиться – пусть не учатся здесь. Тратить свою энергию и время на бездельников я не буду. Если надо помочь, мы поможем. В 10 классе объяснять лоботрясу, что нужно учиться, а прогуливать – плохо и бессмысленно, я не буду.
Вы много лет работаете в этой школе…
Да я ее построила, что уж тут лукавить!
Что вас заставляет продолжать?
Меня ничего не заставляет. Это моя жизнь. Я это очень люблю. Это мое детище. Оно мне досталось дорого. Я заплатила собственным здоровьем, но пока я еще могу, с удовольствием это делаю. Я люблю этих людей. Это мои самые близкие друзья. Это мое все. Я это сделала. Я хотела этого. Меня никакие дальние должностные перспективы никогда не интересовали более того, что я имею. Это уровень моей компетенции. Я так полагаю, что я хороший знаменитый директор хорошей знаменитой школы. Это греет мое самолюбие, не буду скрывать. Это мой успех. Государство очень высоко оценило мои заслуги, и я очень благодарна ему за это. Сколько я еще могу, буду работать. Я знаю, кому я это дело передам потом.
Беседовала Маша Всё-Таки / ИА «Диалог»
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга