«Как в Париже»
«На моем веку это уже четвертая концепция преобразования этой территории. Могу сказать, что Совет полностью положительно оценивает этот проект как наиболее образцовый по отношению к сохранению исторического наследия», — сказал автор историко-культурной экспертизы концепции Михаил Мильчик.
В свою очередь, губернатор Георгий Полтавченко из увиденного и услышанного сделал вывод, что намерения инвесторов выглядят весьма «симпатично». Вдобавок он пообещал строителям задействовать имеющиеся у него рычаги для ускорения согласований, «не требующих глубокой проработки».
Свое мнение о проекте высказал и далеко не последний человек в Петербурге, а именно директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.
«Представленный проект замечательно щадит архитектуру, протягивает линию к Зимнему дворцу. Для меня это просто радость — потому что это позволит разгрузить Дворцовую площадь. Это как в Париже — возможность увидеть жизнь горожан и погрузиться в нее», — сказал он.
Однако восторги культурного авторитета слегка осеклись, когда он затронул модный нынче фактор «неподражания» европейским стандартам.
«Может, надо от европейских стандартов отступить, сделать что-то свое, чтобы все могли восхищаться», — добавил Пиотровский.
Купол, «ковш», газон и хипстеры
Что же так взбудоражило фантазию экспертов и членов инвестсовета? Подробно о модели рассказал главный архитектор проекта Эдзо Бинделс.
Вдохновение разработчики нашли в исторической связи между Новой Голландией и Адмиралтейством. Линию Конногвардейского бульвара предлагается продлить на северную часть острова. Так он соединит Адмиралтейский сад и Новую Голландию. В середине острова устроят большой газон, на котором так любят возлежать хипстеры. Вместе с тем, газон могут использовать для множества мероприятий, при этом на нем зимой могут организовывать рождественские ярмарки и снежные горки. Кроме того, территорию бывшей круглой тюрьмы накроют стеклянным куполом в виде крупной мозаики.
Главное, чего хотят инвесторы: чтобы фасады исторических зданий «засияли вновь». Они стремятся к тому, чтобы был сохранен дух и возраст фасадов и конструкций после реставрации. Проходы вокруг пруда в середине острова обеспечат хороший обзор. Парк расположится по периметру «ковша». Рядом будут организованы детские площадки, куда можно будет прийти отдыхать с семьей, не тратя лишних денег.
«Мы предусмотрели плавающие понтоны и деревянные лестницы, которые обеспечат доступ к поверхности воды. Люди смогут отдыхать на солнце и смотреть представления, проводимые на понтонах», — пояснил архитектор.
В процессе разработки выяснилось, что остров нуждается в дополнительных входах. Так, необходим новый мост через Крюков канал для спецмашин — скорой помощи, пожарных и полиции. Вдобавок, нужен еще один пешеходный мост в южной части Крюкова канала.
«В поиске новых функций для ансамбля мы стремились сократить воздействие на существующие исторические конструкции. Это потребовало большого режима работы со стороны архитекторов, возможные примеры использования исторических конструкций в виде офисов, магазинов, гостиниц, театральных площадок, выставок. На основании этих исследований мы пришли к общей функциональной композиции на острове. Вся активность ориентирована на внутреннюю часть острова, а требующие большей тишины территории, например, отели, ориентированы на наружную сторону», — сказал Бинделс.
Машины, рестораны, гостиницы
Не обошли стороной и рестораны, которые должны быть приближены к европейским стандартам. Этот пункт касается и других возможных заведений общепита. К слову, Бинделс видит на острове большой простор для апартаментов и гостиничного бизнеса. Так же представляют себе Новую Голландию в содействии с инвесторами и в комитете по инвестициям. Как подробно рассказала Ирина Бабюк, у каждого здания не будет конкретных монофункций с точки зрения приспособления.
«Жилья там не будет — это однозначно. Если инвестор пошел по пути максимального сохранения исторических фасадов, крайне сложно было сделать гостиницу в полном понимании этого слова — с большим холлом. Поэтому вписать туда полноценную гостиницу не получается. А многофункциональность поднимет эффективность использования помещений, которые уже есть», — подчеркнула чиновница.
Чиновница отметила, что для окупаемости у Новой Голландии будет управляющая компания, которая будет сдавать апартаменты трех- и четырехзвездочного уровня на разные сроки. Пяти звезд у них, кстати, наверняка не будет. При этом общая площадь предполагаемых гостиниц равна 13 тысячам квадратных метров, однако размер номерного фонда пока неизвестен.
Острый «парковочный» вопрос предполагается решить далеко не в шаговой доступности от Новой Голландии. В этом бизнесменам и посетителям могут помочь находящиеся в центре аварийные здания, которые, возможно, переоборудуют под многоуровневые парковки. Однако существование «плоских» парковок не исключается. К слову, против какого-либо парковочного пространства на самом острове выступил градозащитник Александр Кононов. С ним согласились и присутствующие на Совете — ведь это же Новая Голландия, она для отдыха, а не для машин — 24 часа в стуки, 7 дней в неделю и 365 дней году. И бесплатно. Так, по крайней мере, обещают сейчас.
Подготовила Полина Полещук / ИА «Диалог»