Вы и ваши единомышленники постоянно общаетесь со Смольным на предмет велодорожек и всего с приставкой «вело-«. Диалог результативный?
На самом деле мы общаемся с чиновниками уже три года, но мало-мальские результаты появились только за последний год. Два года мы пытались контактировать практически безрезультатно — не было построено ни одной велодорожки, а плохие велопарковки практически никто не стал переделывать. Однако в этом году в КРТИ заговорили о необходимости проектирования велодорожек, запускается общественный велопрокат. Но делать все это можно было гораздо быстрее и интереснее. Это видно на одном простом примере — в мае мы организовывали впервые в России международную конференцию по велодвижению, и на нее пришел только один наш знакомый из КРТИ, посидел там час и ушел. Причем, там было большое число международных спикеров, приехавших со всего мира, готовых поделиться опытом. Но пока особого интереса нет.
Может, чиновников как-нибудь мотивировать? Пересадить с иномарок на велосипеды на время?
Мы с коллегами из КРТИ планировали нечто подобное. Они взяли на разработку пару пилотных веломаршрутов — чтобы мы вместе с ними проехались на велосипедах, а они увидели все как есть своими глазами. Но пока дальше разговоров дело не зашло. Зато депутат Ольга Галкина снова устраивает велопробег среди парламентариев 26 июня.
А что должно такого произойти, чтобы появлялись не просто дорожки длиной в 6 километров в год, а полноценная инфраструктура? Возможно, необходимо уменьшить парковки вдоль улиц или увеличить количество пешеходных пространств?
Больше ездить будут после того, как город начнет развивать велоинфраструктуру. А это начнется, если придет указание «сверху», чтобы сказали, что в Москве все уже чудесно обустроено на предмет велодвижения, пусть и Петербург пошевелится, а то негоже. Либо есть второй вариант — в правительство Петербурга приходит человек, которому эта история действительно интересна, он ее и понимает, и ею горит. Но у нас сейчас пока ни того, ни другого нет. Все шаги, которые делаются — достаточно вялые.
А что это должен быть за человек, который сможет прийти в Смольный и вдохновить всех на нечто подобное? Есть кто-нибудь на примете?
Лично я конкретной кандидатуры на этот пост не вижу и не знаю. Но будет очень интересно, что у нас будет с выборами губернатора. Мы каждому кандидату вышлем резюме со своими предложениями, проведем интервью с ними по поводу их планов в этой сфере.
А с кем-нибудь уже общались?
Пока ни с кем. Начнем, когда будет официальное выдвижение.
Как вы считаете, почему именно у нас так стопорится велодвижение и больше проблем с продвижением, так сказать, велоидей, нежели в Москве?
Питер — это город с очень широкими улицами, массой места, нормальным климатом и равнинный — он просто идеален для велосипедистов, вернее, мог бы стать таковым. Но все упирается в то, что нужна существенная политическая поддержка «сверху» и готовность города внедрять необходимую инфраструктуру, а не заниматься отписками. Ведь жители не могут сами нарисовать велодорожки и поехать по ним. Мы стартовали фактически «с нуля» три года назад и видим, какие результаты теперь есть в Москве, какие усилия прикладываются там. Потому что по количеству велосипедистов Москва сейчас вырывается вперед. По Питеру с 2011 года никаких исследований не проводилось. Смольный как-то заказывал опрос у СПбГУ, согласно результатам которого только 4% горожан ездят на велосипеде.
Хоть ПДД и изменились, тем не менее велосипедист на тротуаре остается вне закона. Может быть, стоит чаще устраивать массовые велопробеги без закрытия улиц, чтобы, как по правилам, все ехали друг за другом длинной цепочкой?
Когда мы начинали наш проект два года назад, нас сначала было 500, а потом 2000, и это было похоже на движение критической массы. Мы делали это именно так, безо всякого согласования — но со временем мы стали понимать, что это сопряжено с повышенной опасностью для организаторов в связи с выходом нового закона, и для участников. Ежедневно происходят ДТП с велосипедистами, но если организовывать мероприятие без перекрытия движения, любое ДТП будет на совести организаторов. Город должен тоже принимать в этом участие, чтобы обеспечивать безопасность людей, а не быть в стороне, говоря: «Вот вам дороги, катайтесь».
А есть ли, все таки, какой-то способ обезопасить движение велосипедиста на дороге? И правила вроде есть, и штрафы есть, а людей страдает не меньше. С одной стороны припаркованные автомобили, того и гляди, дверь кто-нибудь откроет, и полетишь через нее. С другой — несутся на 60-80 км/ч водители…
Волшебного и быстрого лекарства, конечно, не существует. Должна быть пропаганда — почему бы не сделать социальную рекламу? Мы не раз уже обращались в правительство города. Чтобы по всему городу были транспаранты и билборды вроде «Посмотри в зеркало заднего вида, там может быть велосипедист», или «Уступи дорогу», чтобы водители привыкали и были готовы к тому, что на дороге есть еще один участник движения. Кроме того, должна быть культура вождения у велосипедистов — чтобы их с детства обучали необходимым правилам. В Европе это происходит не раз в полгода, как у нас на уроках ОБЖ объясняют ПДД. Там людей сознательно готовят к таким поездкам. У нас, например, есть волонтерский проект «Велошкола». Мы один раз в неделю проводим занятия с велосипедистами, преподаем теорию и практику. К сожалению, очень большую аудиторию этот проект не в состоянии охватить.
Вы общались с профильными ведомствами, с комитетом по печати, например, на тему социальной рекламы?
Понимаете, комитет по развитию транспортной инфраструктуры должен заказать такие площади у комитета по печати. Мы обращались с такой просьбой в КРТИ, но они сказали, что ничего делать не надо, и так все в порядке, просто замечательно, — ведь ОБЖ в школе есть.
То есть, по мнению чиновников, этого хватает?
Да, они считают, что вполне достаточно того, что есть сейчас.
Но ведь есть же велосипедисты, которые активно заявляют о себе на дороге. Те же самые любители fixed-велосипедов, носящиеся по всему городу без тормозов. Общаетесь ли с такими смельчаками?
Мы с ними устраиваем общие мероприятия, устраиваем совместные гонки — но это, все же, небольшая субкультура. Несмотря на то что они ездят по дорогам, они одни из самых злостных нарушителей правил. Но это весьма специфические люди, которые вышли из велогонок, субкультура которых родилась на основе трековых велосипедов. Они очень гордятся тем, что они такие особенные и у них почти нет препятствий. И они не всегда будут приветствовать идею велодорожек: иначе их обяжут ездить по велодорожкам — и вместо того, чтобы гонять на дорогах без проблем, тащиться за мамами с детьми на низкой скорости. Но это будет 0,5% чем-то недовольных людей. А велоинфраструктура создается для широкого круга людей, для того, чтобы мамы могли отправлять своих детей в школу на велосипедах и не бояться за них.
Расскажите, пожалуйста, о грядущих летних веломероприятиях в Петербурге — как будете в этом году «пиарить» «Велосипедизацию»?
В конце июля, 26 числа, мы проведем третий велопарад «За велогород» до Сестрорецка, до места-аналога «Новой Голландии», которое там стараются активно развивать. В сентябре будет традиционный Европейский велопарад с сотрудниками европейских консульств, которые дружно сядут на велосипеды, а вместе с ними смогут проехаться все желающие горожане. Вдобавок, продолжаются занятия в нашей «Велошколе» — ближайшее будет 1 июля. Они проходят на Васильевском острове, час лекции и час практики вместе с инструкторами. Все абсолютно бесплатно и очень полезно.
Беседовала Полина Полещук / ИА «Диалог»