Site icon ИА «Диалог»

Bye bye, Легкие люди

IMG_9638

На самом деле охранник был не вполне прав. Открылась не просто и не только театральная школа, а объединенное учебное пространство международного театрального центра «Легкие люди» и центра современного танца «Bye Bye BALLET», которое организаторы назвали «центром исполнительских искусств».

«Легкие люди» и «Bye Bye BALLET», несмотря на видимые отличия, в главном похожи — и те, и другие занимаются развитием современного искусства (и «современное» здесь ключевое слово, в обеих студиях преподают молодые танцовщики, актеры, режиссеры, исследуют документальный театр, контемпорари данс и другие направления нового искусства).

««Легкие люди» и «Bye Bye BALLET» – давние друзья и партнеры. Два года мы были соседями на Белинского, 9. Надеемся, что в новом пространстве сотрудничество станет еще более плодотворным. Современный танец и современный театр – смежные области, мы часто видим, как студенты одной школы начинают ходить на классы и в другую – происходит взаимодополнение. Очень хочется, чтобы у каждого студента, приходящего к нам, была возможность выбрать то, что интересно именно ему», — объяснила корреспонденту «Диалога» исполнительный директор «Легких людей» Юлия Поцелуева.

Занимаются в «Легких людях» и «Bye Bye Ballet» не только обучением театру и танцу, но и развитием этих искусств в целом: на их площадках проходят мастер-классы, спектакли, перформансы студентов этих студий и звезд мирового искусства. Четыре зала нового пространства названы в честь великих мастеров: «Немирович», «Станиславский», «Пина» и «Рина». Залы под мужскими театральными фамилиями отданы «Легким людям», а залы с женскими балетными именами — «Bye Bye BALLET». Кстати, Рина Шенфильд, чье имя получил зал «Рина», — звезда мирового балета, подруга Пины Бауш, — открытие посетила и томилась ожиданием начала в холле вместе с другими гостями, поражая присутствующих своей царственной балетной статью.

В холле будущей школы танцев и театра любой мог сфотографироваться в стиле acting actors – ведущий задавал эмоцию, а «модель» должна была ее сыграть. Пунш и печенье, стоящие на столике рядом, расхватывались моментально нетерпеливыми гостями, ожидающими «начала открытия».

Открытие началось неожиданно: из туалетов раздались голоса. Ко всеобщему удивлению оказалось, что это был перформанс студентов «Легких людей».

В двух расположенных рядом туалетах перед зеркалами стояли юноша и девушка. Они кричали друг другу через стену что-то о сексе с нелюбимыми и его причинах. Действие закончилось, когда оба сошлись на том, что парень импотент, и спешно вышли из туалетов.

Недоумевающая толкающаяся публика потянулась в зал «Немирович», где на фоне проецируемых на белую стену фотографий жизни в Нигерии юноша и девушка танцевали с фонариками в руках. Рядом с импровизированной сценой другая девушка зачитывала в микрофон текст об этой самой Нигерии. Затем тематика сменилась на истории о Мадриде и толпа стала постепенно перетекать в зал «Пина», где вот-вот должно было что-то начаться.

В ожидании зрители бродили мимо выставки фотографий творческой жизни «Bye Bye BALLET». Фотографии запечатлели студентов и преподавателей школы современного танца в самых невообразимых позах и положениях, — то есть в танцевальном творческом процессе. Между фотографиями висели текстовые вставки с информацией об истории развития «Bye Bye BALLET».

Через некоторое время, после основательной технической подготовки, действо в зале «Пина» все-таки началось: на экране зрители увидели танец рук, покрашенных серебристой краской, извивающихся, переплетающихся, гнущихся. Как позже прокомментировала видео художественный руководитель «Bye Bye BALLET» Лилия Бурдинская,

«Если кто-то искал какой-либо смысл в том, что вы сейчас видели, то это желание вырваться из прежнего пространства, желание обрести новое пространство для будущих идей и великих свершений».

«Bye Bye BALLET» такое пространство обрел. И поэтому, по словам организаторов, открытие новых залов — большое событие.

«Я могу очень много говорить о значимости пространства для танца и о том, какие здесь замечательные залы. Но я хотела бы посвятить этот день прежде всего дружбе, потому что 17 лет назад я познакомилась с Сашей Кондратенко, и с тех пор мы всегда вместе. Мы вместе построили «Bye Bye BALLET» и держим его на плаву, что бы ни происходило в нашей жизни. Вы даже себе не можете представить, что же происходило в нашей жизни! Но «Bye Bye BALLET» продолжает жить и развиваться», — рассказала Бурдинская.

На открытие новых залов специально приехала Рина Шенфильд. Как сказала Бурдинская, если бы это было возможно, без сомнения, Пина Бауш приехала бы тоже.

«Зал «Рина» я оставляю для себя. Именно в зале «Рина» я собираюсь реализовывать новые творческие планы, и мне очень хочется, чтобы он всегда был наполнен сказочностью творческого процесса», — добавила Бурдинская.

В конце своей речи она отметила, что, как и у каждой магической комнаты, у зала «Рина» есть волшебный замок с двумя ключами. Один ключ Бурдинская оставила себе, а другой подарила Рине Шенфильд. Балерина не скрыла удовольствия и даже благословила руководителей студии.

«Праздновать с вами открытие новых залов — это большая честь для меня. Спасибо всем, кто помогал нам сделать это открытие реальностью. Новая студия — самое замечательное место для того, чтобы танцевать, создавать, творить. Я хочу благословить ваше будущее творчество в этих двух залах и пожелать вам много деятельности и приключений. Это открытие — часть великой истории культуры Петербурга. Как говорила Пина Бауш, «Танцуйте, танцуйте, танцуйте, иначе мы заблудимся»», — напутствовала Рина Шенфильд.

После речи Шенфильд «Bye Bye BALLET» показал черно-белое видео о своих преподавателях — разных, похожих, талантливых. Лилия Бурдинская рассказала, что считает преподавателей студии не просто учителями, но и творцами.

«Они не просто преподаватели, они потрясающей глубины творцы. И я несказанно благодарна всем, кто работает в нашей команде. Всем, кто желает вдохновляться, я настоятельно рекомендую ходить к ним на классы, потому что каждый из них по отдельности и все они вместе делают «Bye Bye BALLET» живым, творческим и очень вдохновенным».

Тем временем в зале «Станиславский» шел мастер-класс режиссера и драматурга, руководителя «Театра.DOC» Елены Греминой. Мастер-класс был закрытый, записываться на него нужно было предварительно, поэтому большинство посетителей так и не узнало, что там происходило.

Однако получить представление о документальном театре и технике вербатим возможность все же представилась. В зале «Немирович» «Легкие люди» показали отрывки из спектакля «Свои» лаборатории Семена Серзина и Ивана Бровина. Как выяснилось, во время подготовки к спектаклю студенты «ЛЛ» брали интервью у простых горожан, спрашивали об их жизни, увлечениях, мыслях, страхах. Рассказы этих людей стали материалом для спектакля. В одном из отрывков зрители увидели набожную женщину в платке и со свечой. Она говорила о Боге, о театре («Театр — грех большой»), рассказывала, как пришла к вере, и об отце, больном раком. Несмотря на то что выступала непрофессиональная актриса, зрители наблюдали за ее героиней, не отрываясь. Уйдя со «сцены», героиня, кажется, оставила всех в приятной театральной задумчивости.

В зале «Рина» в этот момент шла подготовка к танцевальному перформансу Лилии Бурдинской и Алисы Панченко. Пока зрители ждали начала представления, в зале появилась Аэлита Кондратова, делегат Международного танцевального совета ЮНЕСКО. Она вручила команде центра современного танца «Bye Bye BALLET» благодарственное письмо и подарки.

Сам перформанс, начавшийся после выступления Кондратовой, сложно описать методами, которыми обладает современная культурная журналистика. Пожалуй, это тот язык тела, язык подсознания, который сознанием не поймешь, а значит — едва ли опишешь. Две исполнительницы, Бурдинская и Панченко, в черных платьях на протяжении двадцати минут исполняют скованный и размашистый, плавный и ломаный, спокойный и истерический танец, ведомые и влекомые только движениями подсознания. Наверное, современное искусство и вызывает такой резонанс именно из-за того, что руководимо зачастую именно подсознанием и «сознательным» подходом его понять вряд ли возможно. Можно только почувствовать.

А сознание зрителей вволю поработало во время следующего отрывка из спектакля «Свои» в зале «Немирович». Это был монолог рыбака, в котором легко узнавался простоватый и открытый, знакомый каждому из нас, какой-нибудь дядя Коля или дядя Вася.

Ближе к концу в зале «Пина» прошла акция «Самый массовый батман», где все гости сделали батман — такое движение в балете. Говорят, акция войдет в книгу Рекордов Гиннесса.

В неофициальной части открытия был торжественно разрезан торт с логотипами «Легких людей» и «Bye Bye BALLET», которого, к сожалению, на всех (в том числе, и на корреспондента «Диалога») не хватило.

В целом можно сказать, что новый центр исполнительских искусств открылся как важная творческая площадка для любителей и профессионалов.

«Современный человек часто лишен живого общения, и не всякая работа дает возможности для творчества. Мы даем людям «отдушину», место, где каждый может побыть самим собой, может заниматься под руководством суперпрофессионалов в области театра и танца, может не бояться пробовать», — пояснила «Диалогу» исполнительный директор «Легких людей» Юлия Поцелуева.

Объединенный танцевально-театральный центр, пожалуй, должен сделать наш город еще более продвинутым и современным в развитии и популяризации современного искусства. Посмотрим, как это у него получится.

Текст подготовила Маша Всё-Таки, фотографировал Андрей Куликов / ИА «Диалог»