Какие впечатления у вас остались от прошедшего концерта?
Мне понравился этот маленький клуб. Такое милое, креативное пространство. Организаторы – очень милые люди. Музыканту приходится много ездить, и большинство людей, которые организовывают концерты, очень уставшие. Смотришь на них и думаешь: «Почему вы такие грубые? Я работаю, вы работаете. Давайте быть добрее друг к другу». В «Ящике» все были очень приятными, отзывчивыми.
Вы часто играете концерты в формате квартирников. Почему вам нравится такая интимная атмосфера?
Это очень старая традиция. Первая форма концертов была именно такой: бродячий артист ходил из города в город, рассказывал истории, пел песни. Это очень натурально. К тому же это удобно для публики и для человека, который исполняет песни.
Вы много путешествуете: жили в Лос-Анджелесе и Барселоне, часто бываете в России и Турции, ездите в туры по всему миру. Откуда эта любовь к перемещениям?
Музыкантам приходится перемещаться, особенно сейчас. Когда я начал делать музыку, я зарабатывал много денег на продаже CD, но сейчас это невозможно. Это ушло. В одном месте ты будешь играть раз в месяц или в раз в шесть месяцев. Люди не хотят видеть тебя чаще. Поэтому стоит путешествовать. Это классно. Ты видишь разные города, встречаешь разных людей. Классных людей и непредсказуемых мест много. Я недавно был в Сибири и встретил классных людей в Омске, Новосибирске, Барнауле. Там много креативных, артистичных молодых людей. У них нет этого поверхностного хипстерского отношения, которое сейчас очень распространено.
На концерте вы презентовали новый альбом группы Brazzaville «Morro Bay». Что это за альбом?
Это концептуальный альбом. Он рассказывает о девушке по имени Анабель, которая родилась в Калифорнии. Калифорния в данном случае – это образ, такое светлое, солнечное пятно посреди абсолютно темного мира. История начинается еще до момента ее рождения, когда она прилетает из космоса, и идет через всю ее жизнь, через все сложности до момента смерти, когда душа Анабель улетает обратно. Характер Анабель основан на характерах девушек, которых я знаю.
Вы часто приезжаете в Россию, любите нашу страну. Почему?
Я люблю и ненавижу Россию. Россия самая ужасная — прекрасная страна из всех возможных. Наверное, я не единственный человек, который так думает. В России есть что-то удивительное, великолепное и что-то совершенно ужасное. Не обо всех странах я так думаю. Например, Америку, которую многие считают прекрасной страной, я терпеть не могу. Америка – ужасная страна.
А что вам нравится и не нравится в России?
Мне нравятся попутки. Любой человек поднимает руку, подъезжает таксист, и можно спокойно доехать. В Америке такого произойти не может. Никто не остановится, а если остановится, то это очень опасно. Когда ты садишься в попутку, происходит непринужденный разговор. Это кажется мне очень естественным. Русским очень удобно вместе, они чувствуют себя одной страной. Русские очень простые, открытые. В России нет консюмеризма. Русским хватает чайника, конфет, сладостей, повернули диван к телевизору, и уже все хорошо.
С другой стороны в России обожают всяческие барьеры. Это могут быть барьеры в прямом смысле или в метафорическом. Например, когда вы выходите из аэропорта, там две двери, и всегда открыта только одна. Обязательно будет стоять охранник, который будет блокировать одну дверь. Русские привыкли к этому, и они даже не будут возмущаться. Возможно это из-за советского периода, когда не было возможности высказывать недовольство. Это ментальное состояние. Еще, конечно же, мне не нравится бюрократия. Это как ночной кошмар! В этом нет смысла!
Что вы встретили в России, чего не видели в других странах? Что вас удивило?
Мои друзья рассказали, что несколько лет назад мобильная связь была хуже. Они отдыхали в деревне, и почти невозможно было послать смску. Для того, чтобы отправить сообщение, нужно было выходить на середину поля, писать смс и подкидывать телефон. Это меня поразило! Конечно, хороший телефон так не покидаешь. Для этого нужно пользоваться алкофоном.
Алкофоном?
Этот термин я почерпнул в России. Это плохой телефон, который человек берет с собой, когда знает, что напьется. Он оставляет нормальный телефон дома и берет алкофон.
Восприятие вашего творчества в разных странах отличается? Вы чувствуете, что где-то вас лучше понимают?
Да. Моя музыка наиболее известна в России, Турции, Китае, Америке. Она известна не абсолютно всем, но есть люди, которые ее любят. А все мои фанаты в разных странах в целом похожи.
Кто вам нравится из русских музыкантов?
Земфира.
Почему?
Я думаю, она очень талантливая. Она просила меня поработать над ее песней, я согласился и предложил ей поработать над моими песнями. Мы очень хорошо сотрудничали.
Будете ли вы еще сотрудничать с Земфирой?
Я люблю ее, она мне нравится, но она достаточно занята. Мы сделали еще одну песню, которая называется «Робот». Это песня о том, как быть человеком, если вы робот, у которого нет инстинктов и страхов. Я думаю, что эта песня выйдет через несколько месяцев.
Какие еще российские исполнители вам нравятся?
Еще Высоцкий.
А чем нравится Высоцкий?
Я не до конца понимаю его лирику, но очень люблю его голос. Еще я люблю Аллу Пугачеву, Шуру. Люблю песню Шуры (напевает мотив песни «Отшумели летние дожди»). Узнал о нем, благодаря одной девушке. Она была нашим тур-менеджером. У нее было два передних вставных зуба. Однажды она сказала «Эй, Дэвид!» и вытащила два передних зуба. Я сказал «Боже мой! Что это такое?». Я рассказал эту историю друзьям из Академгородка, они сказали, что есть певец без передних зубов – Шура. Я не поверил, ведь когда ты поп-звезда, у тебя может не быть одного зуба, но двух – нет! Они показали мне Шуру, и я очень удивился. Песни его мне понравились.
Кроме выступлений с группой Brazzaville вы занимаетесь производством хенд-мейд микрофонов. Откуда возникло это увлечение?
Я музыкант, записываю музыку и люблю микрофоны. Мне кажется, в России великолепные технологии, прекрасные инженеры и ученые. Очень часто по каким-то причинам у вас нет хорошего дизайна и грамотного маркетинга. Мы решили создать такие микрофоны, которые люди захотели бы покупать. Наши микрофоны собирают настоящие русские бабушки. Я представляю себе мальчика, у которого бабушка собирает микрофоны, которые популярны в Англии и Америке. Он станет гордиться своей страной и своей бабушкой. Даже когда один процент какого-то проекта не доделан, проект все равно может провалиться. В России это часто случается. Например, в московских аэропортах все прекрасно, в них вложены миллиарды долларов, там все очень красиво, но знаки, которые висят, не имеют никакого смысла! Куда и как пройти – не понятно. Мы стараемся делать очень красивые микрофоны и большое внимание уделяем деталям и мелочам. Посмотрим, как это будет работать. Это полностью русские микрофоны: все детали, материалы – российского производства. Мы будем продавать их в первую очередь в Европе и Америке. Я думаю, что это круто, потому что они будут абсолютно другие по отношению к немецким, китайским микрофонам. У них будут свои характеристики, свой звук.
Что заставляет вас на протяжении многих лет заниматься музыкой?
У меня есть причина: я очень сильно это люблю. Это главное. Мне ничего больше не нужно.
Какая вам нужна атмосфера для того, чтобы писать песни?
Стоит быть одному. Это помогает. Еще нужно вдохновение, хотя бы его малейшая частичка, зернышко. Можно получить его в любом месте, и ты никогда не знаешь, когда оно придет.
То есть это может быть неожиданно?
Это всегда неожиданно, непредсказуемо. Когда у тебя есть это маленькое вдохновение, то на нем все строится, а если нет, то ничего не получится. Когда ты создаешь песню, это происходит как сон наяву. Просто думаешь, играешь… Я даже не знаю, что происходит! Потом ты уже должен быть судьей. Ты начинаешь писать, смотришь, что написал, что-то вычеркиваешь, что-то оставляешь. Главное, быть кристально честным с самим собой.
Беседовала Маша Всё-Таки / ИА «Диалог»