Site icon ИА «Диалог»

Алексей Смирнов: Рок все чаще становится лишь способом «окучить» тех, кому чужда попса

Что будет на концерте в клубе Jagger?

На концерте будет шумно и рок-н-ролльно. Пожалуй, это единственное, в чем я уверен на все сто. Порой, мы вносим изменения в программу за пять минут до выхода на сцену, ориентируясь на собственное настроение, погодные условия и «боевой дух» аудитории. Но нынешняя программа называется «Антология». А это значит, что будут старые и новые песни. И «классика» — «Сержант» и «Сладкое слово Свобода», и новые – «Черно-белый блюз» и «Если б мне давали рубль». И много импровизации.

Какие новости, события ожидают поклонников вашего творчества в ближайшее время?

Я всегда пишу песни, стараясь одновременно и творчески развиваться, и не изменять собственным музыкальным ориентирам. Скоро музыканты «КАФЕ» запрутся в студии, дабы отдать все силы записи нового материала. Новый альбом уже готов на бумаге и в головах. Осталось лишь запечатлеть его на носителях.

В интервью вы говорили, что группа «КАФЕ» оказалась заложником популярности песни «Товарищ сержант». Это до сих пор так?

Я говорил это, когда мне было чуть больше двадцати. Когда мне хотелось, не имея ни влиятельных родственников, ни знакомых рок-продюсеров, изменить мир своими песнями сразу и забесплатно. Этого не произошло, несмотря на веру в идеалы и большое хотение. Мир шоу-бизнеса циничен, ему плевать на твои идеалы, каким бы честным рокером ты ни был. У каждого коллектива есть свой «Отель Калифорния» или «Дым над водой». Мы – не исключение. Но, как бы то ни было, по прошествии лет я благодарен этой песне за то, что именно с нее все началось.

Как менялось ваше творчество со временем? К чему вы пришли сейчас?

Творчество менялось вместе с нами. Музыканты «Кафе» слушали разную музыку, набирались житейского и творческого опыта. Кто-то уходил в другие коллективы. Кто-то появлялся и оставался надолго. Мы обжигались, падали и вновь поднимались. Все это отразилось на нашем творческом «взрослении».

Для чего вы занимаетесь музыкой на протяжении стольких лет?

Наверное для того же, для чего вы дышите, едите и спите по ночам. Для нас это – неизменная часть жизненного цикла. Конечно, я не только выступаю с «КАФЕ». Я веду авторские передачи «Мистер Рок-н-ролл» на радио «Фонтанка.FM» , работаю с детским музыкальным театром «Вампука» (где, кстати, регулярно исполняю роль Джона Леннона). Но все равно – это разные стороны одной и той же медали. Музыка, без которой я не представляю своего существования.

Группа «КАФЕ» появилась уже больше 15 лет назад. Когда вы начинали, на рок-сцене было достаточно героев, лидеров, кумиров. Сейчас новых таких личностей не появилось, рок-герои остались прежними. Так ли это, по-вашему? Почему?

Потому что люди искренне продолжают верить в «честных рок-героев» образца 80-х. А жизнь идет своим чередом и все меняется, причем не всегда в лучшую сторону. Рок-музыка все чаще становится всего лишь способом «окучить» ту часть аудитории, которой чужда попса как стиль музыки и жизни. Таких людей очень много. А если где-то есть много людей, объединенных какой-либо единой идеей – это уже переходит из разряда «идеалов» в разряд «целевой аудитории». Это – большой бизнес и большие деньги. И любое новое имя на этом рынке означает серьезный вызов и прямую конкуренцию для тех, кто уже утвердился на пьедестале и поделил сферы влияния. Я искренне надеюсь на перемены к лучшему, но на данный момент, я считаю, что у молодых коллективов нет практически никаких шансов пробиться без многмиллионных вложений и сильных покровителей, как это было раньше в той же попсе. Все встало с ног на голову. И это очень горько осознавать.

Рок, как жанр, актуален в наше время?

Рок будет актуален всегда. Есть в мире вещи, которые уже успели выйти за рамки «своего времени» и утвердились в качестве вечных ценностей. Я уверен в этом.

Недавно госдума приняла закон о штрафах за мат со сцены и с экранов. Как вам кажется, это актуально, обосновано?Нужны ли такие запретительные меры и не повредят ли они развитию искусства?

Скажу честно – я далеко не ангел и не «апологет высокой культуры». Вне сцены я бываю замечен в употреблении ненормативной лексики, не больше и не меньше, чем это бывает у каждого эмоционального мужика. Да и в песенном творчестве порой не прочь похулиганить. Но почему-то мне кажется, что на сцене все происходит так же, как и в реальной жизни — если человеку нечего сказать, если у него нет ни одного весомого аргумента в защиту своей позиции и взглядов; наконец, если у него попросту не хватает словарного запаса и таланта, чтобы донести информацию «нормальным» языком, он переходит на мат и агрессию. На мой взгляд – это проявление творческой слабости. Ведь матерным эпатажем выделиться гораздо проще, нежели сочинением сложных стихов и мелодий. Впрочем, я никому не навязываю свою точку зрения. Для кого-то искусство – это мастера эпохи Возрождения, а для кого-то – голый маргинал, ставящий себе клизмы с красками, чьи «картины» расходятся за бешеные деньги. И то и другое – творчество в своем роде и для своей аудитории. И каждый – по-своему прав. Рассудить в данном случае может только время.

Беседовала Маша Всё-Таки / ИА «Диалог»