Как возникла идея создать такую выставку?
Анвар Либабов: Мне всегда разные люди говорили: надо эти фотографии показывать. Мы долго помещение искали, а потом мне вспомнилось, как мы с Полуниным приходили сюда. Я повел его познакомить с «Эрартой». Он не хотел, а потом ему понравилось. «Эрарта» предложила ему выставку, потом Вячеслав Иванович пропал, и я решил сделать свою выставку. В «Эрарте» согласились. Так мы оказались здесь. За всю мною жизнь набралось много интересных фотографий, которые не стыдно показывать.
Валерия Журавлева: Поскольку я знаю Анвара давно, мне показалось очень важным рассказать об этом человеке при помощи такой выставки. Очень важно посмотреть на него с другой стороны. Он тонкий, душевный, необычайно умный и талантливый. Он и профессионал, и удивительный человек, который много помогает другим людям. В какой-то момент я увидела Анвара в кино и вдруг поняла, что я его совсем не знаю. Для меня было неожиданно, что я столько лет знакома с человеком, которого практически не знаю. Я поняла, что очень важны точки зрения, то есть разные мнения. Так мы и совпали: у Анвара было огромное количество фотографий, а у меня – огромное желание показать на выставке портреты человека с необычайно чувствительной душой, который, оставаясь самодостаточным, реализованным, очень много делает для других. Выставка складывалась как-то сама. Она жила своей жизнью. Все время «выпрыгивали» новые фотографии, одна интереснее другой. Авторы с безусловной любовью снимали Анвара и «Лицедеев». Здесь можно увидеть клоуна с человеческим лицом, прежде всего человека. Мне кажется, эта выставка нужна.
Кому?
Журавлева: Всем людям. Это выставка-пожелание: чтобы вы могли улыбаться, оставаться такими как дети и в то же время позволять себе быть очень взрослыми, умудренными опытом, грустить и рассматривать свою биографию. На выставке показаны архивные материалы, то, каким был Анвар раньше, с чего все начиналось, из чего складывалось его сегодняшнее видение и его отношение к жизни. Можно проследить, что этот человек всегда оставался настоящим. Он с детства сумел сохранить «настоящесть» до сегодняшних дней. Мне кажется, это самое важное.
Чем для «Эрарты» интересна эта выставка?
Павел Маркайтис: Это нехарактерная для нас выставка, прецедентов у нас не было. Это фотографии одного человека. Как правило, подобные выставки носят очень пафосный характер, и персонаж их – это, например, какая-нибудь мировая звезда балета. А здесь же представлены портреты Анвара Либабова, который известен как городской фрик, актер театра «Лицедеи», участник всех заметных событий в городе. Хотелось делать эту выставку не как историю про селебрити. У нас вообще город довольно демократичный и вопросов славы, звездности у нас не возникает. В Петербурге нет культуры красных ковровых дорожек и суперзвезд, как в Москве, например. Эта выставка в первую очередь о человеке и его творческой биографии. Мне кажется, это будет интересно зрителю, который следил за становлением и развитием театра «Лицедеи» и творчеством Анвара. Интересно было показать то, насколько в городе вообще тесна художественная сцена, насколько это узкий и интересный мир, все знакомы друг с другом, все так или иначе сотрудничают. Анвару довелось поработать с разными фотографами, художниками, режиссерами. И все это характеризует дух времени, который запечатлен на этих фотографиях.
Как подбирались фотографии для выставки?
Либабов: Я показал все, что у меня есть кураторам, а они выбрали. У меня были условия, чтобы меньше было театра одного актера, чтобы это был театр образов и времени. Вот они и отбирали. Все получилось так, как я просил.
Журавлева: Экспозицию можно разделить на несколько частей. У нас есть фотографии, начиная с 1961 года, коллективные фотографии в театре, история о том, какой Анвар зритель, Анвар за кулисами, Анвар дома, образы Анвара. Часть, где представлены фотографии Анвара-зрителя, перекликается с концепцией выставки в целом. Он и на этой выставке как зритель выступает. То есть он смотрит на себя такого, каким его видят фотографы. Он узнаваемый, понятный, известный, но все фотографы его видят по-разному. Каждый замечает в Анваре новые особенности и черточки. Мне кажется, что все работы, которые мы выставили, сделаны с любовью.
Анвар Либабов известен в разных ипостасях и с разных сторон. Кто он прежде всего?
Журавлева: Я думаю, что он неравнодушный человек. Он неравнодушен к своему внутреннему миру и состоянию. Только люди способные проводить внутри себя инспекцию, способны помогать кому-то еще. Мне кажется у него чистое зрение и чистая душа.
Маркайтис: Во главу выставки вынесена очень эффектная фотография, которая буквально гипнотизирует. Глядя на нее, я вспоминаю то, что у нас в городе всегда культивировалось. Это гофмановская традиция, традиция комедии дель арте. Анвар Либабов на этом портрете и на многих других снимках предстает в виде мрачного печального клоуна, как будто сошедшего со страниц романтической повести Гофмана. С другой стороны какие-то из этих фотографий напоминают о берлинских кабаре времен Веймарской республики. Для меня этого человека, в общем-то, не существует, это калейдоскоп образов. То, каков он, зритель может узнать, посмотрев выставку.
Анвар, а каким вы видите себя со стороны на этих фотографиях?
Либабов: Этот человек лицедей, актер. Эти фотографии – как бы подтверждение лицедейства, подтверждение правильного выбора профессии. На выставке представлены разные персонажи, образы, роли. Я чувствую огромную благодарность, что мне довелось работать и в цирке, и в кино, и в драмтеатре, и заниматься клоунадой, и участвовать в уличных перформансах. Я люблю визуальные игры с вещами, с костюмами, с красками, с гримом. Эти фотографии – одна десятая того, что можно было показать.
Какое значение имеет для вас эта выставка?
Либабов: Через внешнее открывается внутренний мир. Фотография – это же мгновение. Одно такое мгновение может отразить больше, чем целое полотно. Это мой взгляд на себя со стороны. Глазами клоуна. Название такое. Каждое десятое мое интервью называют «Глазами клоуна». Решили так назвать и выставку. Мы сначала хотели назвать «Точка зрения» и поставить в зале две большие линзы, увеличительную и уменьшительную. Но это дорогостоящее удовольствие. Пришлось отказаться. Что для меня значит эта выставка? Во-первых, у нас театр закрыт уже больше года, делать нечего. А еще ко мне часто обращаются фотографы, потому что я, видимо, как манекен, фотонатура, фотофактура. Часть этой выставки о том, как работает моя фактура. Мне интересно работать с фотографами как арт-объект. При создании этой выставки у меня не было никакого посыла в вечность. Просто у меня скоро день рожденья. В прошлом году на 55 лет я ничего не сделал творческого, подумал, хоть на 56 что-то покажу.
Беседовала Маша Всё-Таки / ИА «Диалог»