Никола Зверев – не самый популярный сейчас петербургский художник, однако его творчество оказало серьезное влияние на развитие ленинградской школы живописи конца XX – начала XXI века. Зверев – представитель второй волны нонконформистского движения. Творчество его началось с 1975 года и продолжалось до самой смерти. За свою жизнь он принял участие более чем в 300 выставках в России, странах СНГ, Германии, Франции и других и ушел из жизни на пике славы в 2010 году.
Искусствовед Николай Благодатов считает, что значение творчества Зверева очень велико. Он уверен, что художник создал свой стиль, который не всегда может быть понятен широкому кругу.
«Его творчество относится к андеграунду, нонконформизму, авангарду, а это особая культура. В ней было достаточно формальных поисков, которые не всегда были доступны широкой публике. Считалось, что эти ребята попросту не умеют рисовать, а пытаются делать только абстракции и тому подобное. Конечно, рисовать они умели, но тогда господствовал такой стиль, когда это мастерство было укрыто. Никола был как раз той фигурой, на которую можно было указать и сказать: «Он прекрасно рисует!». Коля сделал совершенно непредсказуемый интересный шаг, создал свой стиль, потому что его личность была непредсказуема. Это модернизм, нонконформизм и в то же время это громадное мастерство, доступное на всех уровнях, начиная с поверхности и до глубины».
Никола Зверев был нонконформистом в полном смысле этого слова: и в творчестве, и в жизни. По словам его жены Натальи, он никогда никого не копировал, никогда не следовал какому-то течению, а создавал картины только так, как чувствовал.
«Он всегда писал то, что чувствовал. И не умел копировать, даже не мог. Он всегда делал то, что ему нравится. Если он не хотел что-то делать, то никогда не делал. Не мог через себя переступить. Во времена процветания соцреализма я просила его написать какого-нибудь сталевара с лопатой, чтобы продать и хотя бы покушать на эти деньги. Он всегда отвечал: «Я не могу это делать, я делаю только то, что умею, то, что могу», — сказала Наталья Зверева.
На выставке представлены работы, выбранные женой художника, по ее словам, интуитивно. В их числе акварели, пейзажи, натюрморты, «масюлики» (жанр, придуманный Зверевым). Но самое большое и важное место в творчестве Зверева занимали портреты, которые он сам называл «магопсихологическими».
«Его кредо – видеть за лицом. Он не добивался портретного сходства, хотя в каждой картине легко узнать персону, которую он писал. Все-таки он показывал внутренний мир человека. Он обладал хорошей интуицией и чувствовал человека изнутри, поэтому его портреты своеобразны», — рассказала жена художника.
По словам Зверевой, ее супруг любил портреты, потому что был светлым, легким, веселым, жизнерадостным, никогда не унывающим и общительным человеком. Никола Зверев получал истинное удовольствие от общения с людьми и видел их насквозь с первого взгляда.
Многие считали, что главная черта Зверева – это внимание к людям. В том числе, друг Зверева Владимир Михайлов.
«Если характеризовать Николу, то самое главное – это его очень внимательное отношение к людям. Этому я учился у него всю жизнь. Вот элементарный пример. Мы с Николой шли по Невскому. На улице сидел бомж, оборванный, в грязной кепке. А мы были прилично одеты, хотели куда-то идти. Никола говорит: «Стой! Смотри, какой человек сидит!». Мы сели рядом с бомжом, стали с ним общаться. Выяснилось, что это действительно непростой человек, что он занимался живописью в свое время. Главное в этой истории то, что Никола людей видел сразу и насквозь. Многие на него обижались, спорили с ним, говорили «да не может быть!», но потом все равно соглашались. Он смотрел очень глубоко, и очень внимательно относился к людям», — рассказал он.
Портреты работы Николы Зверева, на которых изображены его друзья, коллеги, члены семьи и просто знакомые, с первого взгляда кажутся мрачными и таинственными. Но если приглядеться, можно увидеть, что такое впечатление создается из-за взглядов персонажей, изображенных на них. Они как будто обращены в себя, направлены вглубь. Главное в них – это не внешнее сходство (хотя оно, несомненно, есть), а сходство невидимых черт души, взгляд «за лицо».
Как рассказал тележурналист Александр Сорокин, несмотря на то что он не был близким другом Николы Зверева, всегда при общении с художником чувствовал прилив энергии и сил.
«На этой выставке меня пронзило потрясающее умозаключение. Это же не просто портреты. Никола Зверев каким-то образом работал на грани этого и того миров. Из того мира он извлекал образы, и делал нас соучастниками этих портретов. Они – энергетические комки, которые он умел формировать. Он практически создал галерею ведических икон. На портретах изображены боги, отвечающие за свою территорию, за окружение вокруг них. Картины несут в себе образы, которые останутся навечно. Люди будут к ним обращаться и находить что-то большее, чем мы на данный момент понимаем», — пояснил Сорокин.
Также Сорокин отметил, что в конце своей жизни Никола Зверев перешел к другому направлению в творчестве:
«Я думаю, что это не нонконформизм, а что-то другое. В течение всего своего творчества он писал в одном стиле, а в конце перешел к другому: к какой-то символике. Это говорит о том, что от портретной живописи он хотел перейти на новый уровень осмысления, касающийся энергетических полей».
Никола Зверев сам для себя изобрел термин «таидзмы». Этот термин касается как раз его портретной живописи и означает «таинственные движения души». Именно их и старался углядеть художник в каждой личности, портрет которой писал.
Кроме того, галерея портретных работ Николы Зверева – это своеобразный срез богемного общества с 1970-х по 2000-е года. Это художники, писатели, фотографы и другие люди искусства того времени.
«Это очень интересный вклад. Никола рисовал друзей, но друзья его – это художники, фотографы, писатели. Он запечатлел целую эпоху, очень интересную. Сейчас эта эпоха уходит. Благодаря его работам мы можем ощутить, что эти люди живы, полны внутренней сосредоточенности на своих достижениях. Все лица значительные. Громадное ему спасибо, что он оставил для будущих поколений такую историю. Эта выставка с одной стороны монументальная, а с другой – интимная. По-моему, это большое событие в Петербурге», — считает Николай Благодатов.
В частности, в этом состоит значение творчества Николы Зверева. Однако не только — так как работы художника сложно поддаются осознанию, они воспринимаются скорее на подсознательном уровне, чувствами, а не разумом. Такого мнения придерживается художник и музыкант Валентин Афанасьев.
«В искусстве существует такой вопрос: что важнее — что или как? Когда этот вопрос задали Ренуару, он подумал, и ответил «важнее всего – кто». В работах, представленных на выставке, сочетается «что», «как» и «кто». Это искусство самого высокого класса. Эти работы музыкальны. Когда говорят слово «музыка», все думают, что это искусство звуков. Ничего подобного. Звуки – это раздражитель. Но когда системой раздражителей пользуются Моцарт и Шопен, у нас возникает чувство, которое мы называем музыкой. То же самое и с цветом. Сами по себе цвета – раздражители, но когда они скомпонованы определенным образом, получается музыка. Для меня некоторые работы Николы Зверева стопроцентно музыкальные», — сказал он.
Загадочный художник Никола Зверев становится ясен при внимательном изучении его работ, с которых через лица его друзей глядит сам художник. Выставка продлится до 30 марта, с 24 марта на ней можно будет увидеть фильм о художнике-нонконформисте. А 31 мая на Пушкинской, 10 откроется еще одна выставка выставка, посвященная творчеству Зверева.
Подготовила Маша Всё-Таки / ИА «Диалог»