Site icon ИА «Диалог»

Алексей Пучнин: Севастопольцы считают города, где проходят митинги в поддержку присоединения Крыма к России

Как проходило голосование?

На всех участках наблюдалось организованное скопление людей, не толпы, а именно группы. По одиночке почти никто не приходил: либо с семьями, либо с друзьями. И везде люди ждали открытия участков. Было радостно. Удивительно, но никто не злился, как это обычно происходит на выборах.

На ваш взгляд, это было праздником для людей?

Они не относились к этому событию как к развлечению. Было четкое ощущение, что они борются с фашизмом и переживают эмоции апофеозного возвращения домой.

Крым и Севастополь — немного разные субъекты. Севастополь чем-то похож на Петербург – этот город изначально считает себя особым, в нем живут гордые люди. И эти люди свое неплохое прошлое связывают с СССР – семьи бывших офицеров, например. Но и молодежи было очень много. Особенно на площади, на улице. Этот город сам себя защищает, сам создает правила.

США и Евросоюз не признали референдум легитимным. Это может сказаться на дальнейшей судьбе Крыма?

Это проблема США и тех стран, которые не признали референдум. Это не проблема Крыма и России. Очевиден двойной стандарт. И на это недовольство просто не стоит обращать внимания. Учитывая 1 статью Устава ООН, его проведение полностью соответствовало нормам международного права и учитывало, в частности, известный косовский прецедент. Не требуется согласия центрального правительства на такой референдум. Да и центрального правительства-то и нет.

Возможен ли такой поворот событий, когда, не признав результаты референдума, кто-то начнет «защищать демократию», сбрасывая утром бомбы, а вечером – гуманитарную помощь?

Возможно все, но нужно понимать, что в таком случае будут бомбить уже Россию. А бомбить Россию очень опасно.

В эти дни во многих городах проходят митинги и встречи в поддержку результатов референдума. В Петербурге, например, такая акция пройдет во вторник — на Конюшенной площади. Кому эти митинги нужнее?

У меня два тезиса по этому поводу. Во-первых, я хотел бы сказать, что сам не очень люблю массовые скопления людей. Но такого народного торжества во время и после референдума как в Севастополе я не встречал никогда и нигде. У них многому можно поучиться. Они собрались совсем не без дела. Они собрались, чтобы порадоваться. Они поют: «Севастополь — это город русских моряков». И не заученно, а им это нравится. Во-вторых, наши массовые мероприятия по поводу этого события нужны в данном случае севастопольцам и россиянам. Для них наступил в этот день момент истины или выбор исторического пути. Много лет империя сужалась, а теперь происходит что-то интересное. Отто фон Бисмарк писал «с русскими стоит или играть честно, или вообще не играть». Бисмарк был прав. Что касается митингов, которые проходят у нас: я вижу, что севастопольцы считают каждый митинг, который происходит в России. Я встретил одну пожилую женщину. Она считает митинги в поддержку референдума в Крыме в каждом городе и даже в тех городах, где таких событий не происходит. Они ждут как раз такой эмоциональной поддержки. Это весомо. Это хорошо, что ждут от нас, а не от тех, кто выступал против воссоединения с Россией. И нам, наверное, это тоже нужно. Путь собирания земель и нас сплачивает. Впервые в истории все фракции Государственной думы выступают в поддержку в едином ключе. Два года назад они готовы были передраться друг с другом. А сейчас на фоне референдумов, пока еще украинцев, выступают монолитно. Это тоже исторический максимум.

Беседовала Вероника Бабкина / ИА «Диалог»