Диана Воуба: Тишина рождает звук
25 февраля 2014 | 13:11Я помню, как в Абхазии мы сидели с соседями на берегу моря и пожилой мужчина сказал: «В первый раз в жизни вижу закат!». Ясно, что он его видел не один раз, просто он его не замечал. Понимаете, о чем речь? Есть такие вещи, которые люди не замечают, а эти вещи обогащают и наполняют жизнь. Жалко, когда человек проходит мимо всего этого. Мне кажется, искусство существует как раз для того, чтобы раскрывать для человека что-то новое, делать его духовно богаче.
Почему в своих новых работах вы решили исследовать тему тишины?
Мне скорее интересна тема самопознания. Тишина открывается, когда заглядываешь очень глубоко внутрь себя. Такая изначальная, глубинная тишина. Сегодня есть художники, которые работают на злобу дня, пишут картины как «газеты-однодневки». Сегодня много разного искусства, но мои работы – это искусство, которое было и будет всегда, потому что это обращение к богу, к вечности, попытка найти ответ на вопрос, в чем смысл жизни. Мне не интересно что-то сиюминутное, проходящее. Наверное, я чувствую время не так как все, для меня нет ни будущего, ни прошлого, а настоящее – миг и в то же время абсолютная вечность. «Чем тише говоришь, тем лучше тебя слушают». Тем более в этой суете, в этой гонке, когда все ускоряется, когда все замечают, что мир очень быстро меняется, иногда полезно остановиться и понять, зачем ты здесь и что ты делаешь. Своими картинами я отвечаю на вопросы, которые ставлю сама. Если кому-то это полезно, я только рада.
Одна из картин этой выставки называется «Измерение тишины», а другая — «Безмолвие». Тишина и безмолвие – это разные понятия для вас?
В общем-то, разные. Вся серия называется «Измерение тишины», но именно этой черно-белой работе название больше всего подходит. Так мне кажется. Безмолвие – это там, где нет звука, но рождается мысль, а тишина рождает звук. Я так это чувствую. Представьте себе пространство, в котором вы находитесь, без предметов. Оно же бесконечно! Потом мы его наполняем предметами. Мы не чувствуем пространство, но оно есть. А не чувствуем мы его, потому что у нас перед глазами постоянно что-то мелькает. Закрыть глаза и почувствовать это бесконечное пространство, в котором мы находимся, очень сложно.
Как появилась музыка к картинам?
Музыка – это неотъемлемая часть экспозиции. Она написана замечательным композитором Ираидой Юсуповой. Это как надо знать себя, чтобы увидеть ясно другого и быть таким профессионалом, чтобы выразить всё в музыке! Я безмерно рада нашему сотворчеству.
Ваши картины из этой серии можно смотреть без музыки?
Безусловно! Они могут звучать без музыки для каждого по-своему. Ираида не все работы озвучила: всего шесть, из тех, которые входят в «Измерение тишины». Но и без звука они все равно звучат. Просто те, к которым написана музыка, сейчас звучат так, как это представляет себе Ираида, и мне это очень близко. Вообще это индивидуально, простор для восприятия этих картин огромен, здесь никто ничем не ограничен. Все субъективно. Объективного искусства нет вообще.
В современном мире есть тенденция к смешению искусств. С помощью выставки «Измерение тишины» вы двигаетесь в этом направлении?
Если вы посмотрите остальные серии моих работ, вы увидите, что многие посвящены музыкально-цветовой синестезии: «Динамическая симметрия», «Ритмы космических частот»… Это похоже на то, как Скрябин слышал цвет. Видимо, то же самое происходит со мной. Когда мне было 10 лет, мне купили пианино. За год я окончила музыкальную школу, но так как я была еще слишком маленькой девочкой, меня не отдали учиться музыке дальше, и я стала рисовать. Видимо, с тех пор звук и цвет для меня неразрывно связаны. Я больше не играю на инструменте, но пытаюсь заместить это в живописи. Я делаю это совершенно не потому, что идет какая-то тенденция. Просто у меня так получается.
У кого и как родилась идея, что на выставке должна звучать музыка?
Это все приходит само собой, без напряга. Насильно у меня ничего не получается: либо идет, либо нет. Бывает, что ничего не получается, я опустошена, не могу работать. Тогда я занимаюсь другими делами, изучаю какую-то тему или пишу что-то с натуры: цветок или портрет. Эта серия была создана на одном дыхании.
В названиях многих картин из этой серии используются слова, обозначающие чувства: «Вкус шоколада», «Запах вспаханного поля». Вы пытаетесь изобразить то, что изобразить невозможно?
Конечно! Я пытаюсь передать в своих картинах невидимое. Наши мысли, эмоции, чувства скрыты от всех, и только очень проницательный человек, глядя вам в глаза, поймет, о чем вы думаете. Но на самом деле это абсолютная реальность, просто она не видна. Есть такие вещи, которые не менее важны, чем осязаемое. К примеру, эмоции, которые, мне кажется, почти самое главное в искусстве вообще. Я уже давно сформулировала, что большую часть времени провожу в мире ноуменов и пытаюсь невидимое сделать видимым. Искусство на мой взгляд должно обращать внимание людей на то, что они не замечают.
Я помню, как в Абхазии мы сидели с соседями на берегу моря и пожилой мужчина сказал: «В первый раз в жизни вижу закат!». Ясно, что он его видел не один раз, просто он его не замечал. Понимаете, о чем речь? Есть такие вещи, которые люди не замечают, а эти вещи обогащают и наполняют жизнь. Жалко, когда человек проходит мимо всего этого. Мне кажется, искусство существует как раз для того, чтобы раскрывать для человека что-то новое, делать его духовно богаче.
К примеру, в этой серии есть картина «Рассвет». Такой рассвет встречали многие, но мало кто запомнил. Я видела это темно-фиолетовое небо и яркую полосу света над землей от восходящего солнца. Обычно люди запоминают закаты лучше, чем рассветы, потому что утро проходит в суете, сборах на работу, и они упускают этот момент красоты. А ведь это совершенно потрясающие вещи! Хочется поделиться красотой и теми ощущениями, которые я испытываю при виде того или иного явления.
Что значит для вас эта выставка в Петербурге?
Эта выставка в Петербурге проходит не случайно. В 1978 году я здесь училась, жила в семье у замечательных людей. Училась в Академии художеств, ходила к Андрею Андреевичу Мыльникову на занятия. В общем, Петербург мне родной, потому что юность моя прошла в Ленинграде. У меня сейчас период возвращения к себе, к своей изначальной природе через переосмысление прошлого. Это процесс индивидуации. Я об этом пишу в новом проекте, который так и называется — «Путешествие в Страну Души. Возвращение». Я приехала в Петербург на один день, но моя душа там, мне трудно себя вырвать оттуда, из новых картин. И я очень благодарна и судьбе, и людям, которые устроили этот праздник, эту выставку.
Каким будет ваш новый проект?
Отчасти я уже ответила на этот вопрос, лучше увидеть работы.
В интервью вы не раз говорили, что вы православная христианка. Однако сформулированные вами в текстах на сайте постулаты близки скорее к внерелигиозным, чем к православным. Как православие влияет на ваше искусство?
Мне интересна древнерусская икона как вершина сакрального искусства. После тщательного изучения икописи, появились серии: «Геометрия духа», «Иконостас». Да, мне пришлось попутешествовать, узнать и другие религии. Но нигде я не встретила той жертвенной любви, которая есть у Христа. Это очень интимные вещи, я даже не знаю, как рассказать. В детстве меня крестили, но в церковь я пришла в начале 90-х. Православие мне очень близко, в том числе и как абхазке, потому что у нас оно существует с первых веков. Абхазская земля вся наполнена знаками, символами. Сегодня мой храм, это место где я работаю, живу.
Для вас важны абхазские корни?
Я не хочу быть манкуртом, не помнящим родства. Конечно, раньше я думала, что я космополит, но сейчас я понимаю, что корни важны. Если они не питают тебя, если ты отсечен, ты все равно что просто в воздухе болтаешься. Человек, который не уважает себя, свой народ, не способен любить и уважать любой другой. Я абсолютно в этом уверена. Это не значит быть националистом, это значит быть тем, кто ты есть и просто помнить об этом.
Беседовала Маша Всё-Таки / ИА «Диалог»
Выставка Дианы Воуба проходит в музее «Эрарта» до 7 апреля. На счету художницы более 30 выставок в России, США, Франции, Швейцарии, Тунисе. Работы Дианы Воуба находятся в фондах Российской Академии Художеств, Kolodzei Art Foundation, Московском Музее Современного Искусства, Государственном Русском Музее в Санкт-Петербурге, а также в галереях многих стран мира.