В первую очередь мы обратились в комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями – ведь прорабатывать эту идею поручили именно ему. Глава ведомства Александр Пархоменко в первую очередь отметил, что молодежь разных национальностей в Петербурге уже давно активно содействует полиции.
«Такие объединения существовали и будут существовать всегда, и в них всегда были граждане России, представляющие разные национальности. Но теперь национально-культурные объединения будут проинформированы, что, в соответствии с Конституцией и законом Санкт-Петербурга об участии граждан в обеспечении правопорядка и постановлением правительства города №1197, любой гражданин России имеет право принимать участие и помогать правоохранительным органам в охране общественного порядка. Представителям культурных объединений будет рекомендовано объяснять членам их организаций, что есть возможность вступления в добровольные дружины, действующие по месту жительства, работы, либо учебы», — пояснил Пархоменко.
Доктор социологических наук, профессор СПбГУ Дмитрий Гавра полагает, что представители диаспор смогут помочь правоохранителям находить общий язык с нарушителями-иностранцами. Идея привлекать их для помощи полицейским – благая и ее стоит обсуждать, считает он. Однако создавать исключительно национальные отряды, по его мнению, в Петербурге не стоит.
«Дружины, или оперативные отряды, – как угодно – должны быть сформированы таким образом, чтобы там были представители разных диаспор. И, обязательно, тех, кто живет в Петербурге давно и является петербуржцами. Не важна этническая принадлежность этих петербуржцев. Если семья дагестанцев или азербайджанцев живет в Петербурге три поколения – то это такие же петербуржцы, у которых славянские корни. Дружины только из молодых людей с Кавказа, с моей точки зрения, — идея мертворожденная», — считает социолог.
Насчет «разделения полномочий» в дружинах Александр Пархоменко отметил, что этого не будет. Глава комитета заверил, что, независимо от национальности, на всех молодых людей будут возложены равные обязанности.
«Функции ни у кого не будут различаться. Какие задачи им поставит полиция, те они и будут выполнять», — подчеркнул Пархоменко.
Впрочем, не все поддерживают такой подход к обеспечению безопасности. Заместитель председателя общества «Гражданский контроль» в Петербурге Елена Шахова уверена – народные дружины на улицах города не нужны в принципе.
«Я категорически против дружин. Я считаю, что охраной правопорядка должны заниматься профессионалы, полицейские, которые проходят специальный отбор при приеме на работу, где оцениваются их личностные качества. Они проходят беседу с психологом, естественно, учатся в специальных заведениях, проходят регулярные курсы повышения квалификации», — заявила Шахова.
Она полагает, что в народные дружины в первую очередь запишутся те, кто хочет «легитимизировать свою агрессию». Любой, кому придет в голову, подчеркнула Шахова, не должен заниматься охраной правопорядка. И национальность здесь, по мнению общественника, абсолютно не важна – просто наше общество пока к этому не готово.
По словам Александра Пархоменко, подведомственный ему комитет, обсуждая вопрос о дружинах, пришел к тому, что необходимо ужесточить правила вступления них. В ведомстве уже готов проект такого свода правил – речь в нем идет как раз о том, что для попадания в дружину будет необходимо пройти строгий отбор.
«Должно быть свободное владение литературным языком. Также у кандидатов не должно быть психических и физических заболеваний – они не должны страдать какими-либо маниями и фобиями. При этом, они должны быть стрессоустойчивы и знать основы законодательства в части обеспечения порядка в Петербурге. У них не должно быть неснятой или непогашенной судимости, привлечения к уголовной или административной ответственности, они должны быть дееспособными. Кандидаты не могут иметь иностранного гражданства или подданства, или быть вообще без гражданства. Желающие войти в добровольные молодежные дружины должны быть действительно лучшими», — рассказал чиновник.
По мнению депутата петербургского ЗакСобрания «единоросса» Андрея Анохина, народные дружины – хорошее подспорье для полиции. Однако парламентарий считает, что лучше с этой задачей справятся внутренние войска.
«Дружины в определенных криминогенных районах нашего города будут неэффективны. Надо привлекать к дежурству и патрулированию внутренние войска. Как мы делаем при крупных концертах, массовых мероприятиях, когда проводятся саммиты. Такие патрули во Фрунзенском, Невском районах, в центре города в воскресные дни в вечернее время — они–серьезно смогут повысить общественную безопасность в нашем городе», — считает народный избранник.
Анохин отметил, что в дружинах могут участвовать все граждане России, а об их национальности не должно быть речи. С этой позицией согласен зампред Общественного совета при ГУМВД по Петербургу и области, член Общественного совета при региональном УФМС Александр Холодов.
«Такое понятие как «кавказская молодежь» — направлено на разжигание национальной розни. У нас есть молодежь – граждане Российской Федерации. А национальность ни коим образом не должна влиять на принятие решений. Мы либо привлекаем молодежь к участию в добровольных народных дружинах, либо нет. А от того, какой размер носа у товарища, или какой цвет волос – от этого решение не должно зависеть», — уверен Холодов.
Впрочем, Александр Пархоменко отметил, что термин «кавказские патрули» в принципе был надуман СМИ.
«Тема, которую подняли СМИ вокруг этих «патрулей», была несколько надуманна. Вопрос стоял не о «кавказских патрулях». Но резонанс вокруг нее привлек к этой идее внимание. И ко мне теперь обращаются люди, которые говорят, что не знали о такой возможности раньше и очень хотят вступить в молодежную дружину», — сказал Пархоменко.
Между тем, например, в Балтийской народной дружине уже используется практика привлечения представителей национальных диаспор. Мы связались с руководителем организации Вадимом Дегтяревым и попросили рассказать об этом опыте.
«У нас в дружине пятеро дагестанцев. Они парни организованные, приходят на все мероприятия, достаточно сдержанные, в некоторых моментах, может, даже более выдержанные, чем другие дружинники. Я лично не делю людей по национальным признакам еще с армии, где был старшиной — считаю, что есть люди конструктивные, а есть деструктивные. Если к нам приходит человек другой национальности, мы не говорим: «Ага, ты не русский, иди отсюда», — сказал Дегтярев.
По его словам, представители диаспор сами охотно вступают в ряды дружинников – никто специально их не «зазывает». Дегтярев отметил, что представители кавказских народов в дружинах могут стать положительным примером для своих земляков.
«Народная дружина — это, наверное, именно то место, куда необходимо брать представителей Северного Кавказа, для того, чтобы они показывали своим примером, что они нормальные здоровые мужчины, не заточенные под какую-то агрессию, а красные мокасины и заниженные автомобили — это не национальный признак, как думают многие», — подчеркнул Дегтярев.
По словам руководителя дружины округа «Красненькая речка» Андрея Малкова, при обеспечении безопасности не стоит выделять кого-либо по тем или иным признакам. Представители национальных диаспор, считает он, могут помочь дружинам, но вступать в них они должны на «обычных» условиях.
«Ничего нового придумывать не надо. Выделять национальные диаспоры в отдельный сегмент народных дружин, делать какие-то квоты на вступление — я бы лично не стал. Подобная элитарность внутри организации никогда не приветствуется. На обычных, стандартных для всех, условиях, привлечение ребят разных национальностей к патрулированию улиц — это, на мой взгляд, сможет сыграть положительную роль», — отметил Малков.
Петербург всегда был многонациональным городом, — и не играет роли, петербуржцы какой национальности будут следить здесь за порядком. А с переживаниями из-за «кодовых» слов и стереотипами жители Северной столицы привыкли бороться.
Подготовила Вероника Бабкина / ИА «Диалог»