Need for speed
19 февраля 2014 | 12:47Если гражданин случайно узнает, что сосед по лестничной клетке готовит теракт, сообщит ли он о готовящемся преступлении? Думаю, что без сомнения. Пьяные водители или же любители устроить Need for speed в живую, такие же террористы. К счастью, хамство на дорогах, опасное вождение стало по-настоящему раздражать людей, и эта мера может разорить таксующего джигита, гонящего на красный сигнал светофора, или же изрядно пообщипать петуха на дорогом внедорожнике.
В ДТП около российско-финской границы в субботу погибло 10 человек. Так получается, что только после массовой гибели людей разговоры о безопасности в любой сфере жизни переходят в стадию стремительного действия. И не только у нас в стране, но и по всему миру.
Очень часто количество жертв в ДТП сравнивают с потерями на войне. Если бы у викингов были автомобили, то Валхалла бы пустовала — аварии уносят куда больше жизней и грозные воины оказывались бы в совсем другом месте.
Я люблю ездить на автомобиле. Достаточно часто путешествую в другие регионы. На машине удобно посещать и соседние страны. Из двух русских бед, кажется, с одной начинаем справляться. Значимые дороги с большим потоком машин вполне приемлемого качества, во всяком случаи на Северо-Западе. Как ни парадоксально, но улучшение дорог в нашей стране приводит к увеличению аварий. По хорошей дороге можно гнать, и тут проявляется вторая беда — дураки. Особо циничные сказали бы про естественный отбор, но гонщики-самоучки очень часто забирают с собой в могилу и других людей. К сожалению, только страх встретить инспектора ГИБДД может остановить лихачей. Гаишники же перестали прятаться по кустам и встречаются на дорогах так же редко, как тигр где-нибудь на Дальнем Востоке. К счастью, технологии не стоят на месте, и многим водителям, в том числе и мне, время от времени приходят письма счастья с фотографией на память и штрафом. Так, оборудование камерами кольцевой автодороги существенно изменило манеру вождения многих автолюбителей.
В охоте на нарушителей пошли намного дальше: многие автомобили оснащены видеорегистраторами, а через сайт ГИБДД на гонщиков можно пожаловаться. Соответствующий закон готовят сейчас и в Государственной Думе. Однако такая инициатива не у всех вызывает одобрение. Многие называют это «стукачеством». Тут бы я провел сравнение: если гражданин случайно узнает, что сосед по лестничной клетке готовит теракт, сообщит ли он о готовящемся преступлении? Думаю, что без сомнения. Пьяные водители или же любители устроить Need for speed в живую, такие же террористы. К счастью, хамство на дорогах, опасное вождение стало по-настоящему раздражать людей, и эта мера может разорить таксующего джигита, гонящего на красный сигнал светофора, или же изрядно пообщипать петуха на дорогом внедорожнике.
Конечно, ключевую роль в безопасности на дорогах играет правосознание, понимание того, что заезженная фраза «правила дорожного движения – это правила жизни» настолько же верна, как и песня Мойдодыра о гигиене. Но тут, опять же, есть прогресс. Мы, русские, стали пристегиваться ремнями безопасности не из-за боязни получить штраф, а как раз для того, для чего они и предназначены, — ради собственной безопасности. Мы все чаще уступаем пешеходам там, где положено. Вместо сигнала «впереди гаишник» появился сигнал благодарности в виде включенной на миг аварийки. Культура вождения меняется. Медленно, но верно.
Естественно, безопасность на дорогах зависит не только от водителей, но и от государства. Мы вправе требовать освещения на опасных участках дорог, отбойников, уборки дорог от снежного месива или грязи, предотвращения колейности на трассах. Список можно продолжать долго. Движение в этом направлении, безусловно, есть, но его нужно форсировать. За 2013 год в России в автомобильных катастрофах погибло около 25 тысяч человек — наша страна не может позволить себе терять в ДТП население небольшого города. Это наши жизни, жизни наших родных.
Артемий Галицын, специально для ИА «Диалог»