Site icon ИА «Диалог»

Ирина Соколова: Важно помогать родителям становиться социально и экономически активными людьми

 

Ирина Валерьевна, первого чтения ожидает ваш законопроект о возможности восстановления усыновителей в родительских правах. Расскажите, пожалуйста, об этой инициативе.

Законопроект готовил наш комитет, я работала над его формулировками – он абсолютно нормальный. Другое дело, что у нас никогда этого раньше не было. Родителя, лишенного родительских прав, можно восстановить в правах, а усыновителя — нельзя. Почему? Может быть, раньше и в голову никому не приходило, что это актуально и на практике возникают подобные вопросы. Процессы эти всегда сложные, тяжелые. Люди, отказываясь от усыновления, проходят через суды, обязательно с участием прокурора, органов опеки, а, если ребенок старше 10 лет, с его обязательного согласия. После этого очень сложно вернуть расположение ребенка. Дети уходят с тягчайшими моральными травмами в детские дома, и их необходимо реабилитировать не меньше полугода-года. Именно поэтому как-то и не возникала такая тема прежде. Но в жизни бывает всякое.

31 января 2014 года Конституционный суд РФ вынес постановление, в котором обязал федеральных законодателей уточнить нормы Семейного кодекса, связанные с запретом стать усыновителем, опекуном, приемным родителем гражданам, которые были осуждены за определенные виды преступлений. Что планируется сделать в этом направлении?

Мы занимаемся этой темой уже год. В Комитет постоянно поступают обращение по таким вопросам. Дело в том, что в Семейном кодексе есть 127 статья, которая гласит, что вы не сможете стать усыновителем, взять ребенка под опеку, в приемную семью, если, например, когда-то «были осуждены за преступления против общественной безопасности и общественного порядка». А к таким преступлениям согласно Уголовному Кодексу, относится и терроризм, и организация преступного сообщества, то есть тяжкие и очень тяжкие преступления, но и нарушение правил пожарной безопасности, техники безопасности при проведении горных и подземных работ, на объектах атомной энергетики, хулиганство. В Семейном кодексе все преступления против общественного порядка и общественной безопасности являются основанием отказать человеку взять ребенка на воспитание. У меня есть большие сомнения, что человек, который в 18 лет совершил хулиганство или нарушил правила техники безопасности не способен в 45 взять ребенка в свою семью.

Мы достаточно часто слышим, что органы опеки часто необоснованно изымают детей из семей. Связано ли это с размытостью формулировок Семейного кодекса?

В Семейном кодексе надо максимально четко определить, что может являться основанием для изъятия ребенка из семьи, чтобы было как можно меньше возможностей для произвола и субъективного подхода у органов опеки. Поэтому мы обсуждаем вопрос об исключительно судебном порядке изъятия детей из семьи. Кроме того непонятно, почему родителей в большинстве случаев сразу лишают родительских прав, хотя есть иная мера – ограничение родительских прав.

Как вы оцениваете работу органов опеки, и требуется ли дополнительное законодательное регулирование этой работы?

В минувшем году мы серьезно занимались вопросом о необходимости профессиональной подготовки сотрудников органов опеки, выработки квалификационных требований к ним. Все это будет введено с 2014 года.

Расскажите, пожалуйста, и о других законах, принятых в 2013 году. Какой из них вы бы выделили особенно?

Любая семья может оказаться в трудной жизненной ситуации, когда ей нужна помощь, а комплексной поддержки семей у нас не было, к 2015 году такая система поддержки – «социальное сопровождения семьи» – появится во всех регионах России.

И как она будет работать?

Речь идет о праве семьи на комплексную педагогическую, психологическую, медицинскую, социальную и юридическую помощь. Все это было предусмотрено законодательно, но получить ее комплексно – было практически невозможно. Сейчас появился термин «Социальное сопровождение семьи» — и он закреплен в законе об основах социального обслуживания населения, который вступил в силу в конце прошлого года.

Конечно, в первую очередь это сопровождение получат семьи, – исключительно на добровольной основе – которые взяли детей на воспитание и нуждаются в дополнительной помощи. Но не только они: система призвана помочь и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и в принципе всем семьям с детьми, которые нуждаются в поддержке.

Для этого появятся какие-то специальные центры?

Да. Многие иронично относятся к словам «межведомственный», «взаимодействие», — а за ними стоит глубочайший смысл и огромная организационная работа. Во всех регионах должны появиться специальные центры для организации межведомственного взаимодействия всех, кто отвечает за оказание психологической, педагогической, медицинской, социальной и юридической помощи.

А как именно?

У каждой семьи могут быть свои собственные проблемы, но основная — это алкоголизм и наркомания. Никуда мы от этого не денемся. Надо оказывать помощь семье, прежде всего, в лечении от этих недугов.

Кроме того, мы считаем, что все знаем о воспитании детей, но это не всегда так. Приемных родителей, опекунов и усыновителей в последние годы в обязательном порядке готовят на специальных курсах – все, кто там учился, говорят, что это большой плюс. Взрослые люди узнают много того, чего раньше не знали. Вы приняли нового ребенка к себе в семью, и выстраивать с ним отношения надо не только на основе «мне так кажется», «я так думаю», — надо иметь возможность воспользоваться помощью психологов и педагогов.

Еще один аспект — это помощь в трудоустройстве родителей, ребенка в детский сад. Чтобы семья жила нормально, надо чтобы родители были достаточно социально и экономически активными людьми. Нужно помогать так, чтобы семья могла выкарабкаться из трудной ситуации во многом за счет своего желания, а не только за счет государства.

Как скоро могут начать появляться такие центры?

На организацию межведомственного взаимодействия закон отводит один год. Социальное сопровождение должно появиться в России повсеместно с 2015 года.

Успеют? Ведь это бюджет, площади, кадры.

Это очень большая работа. С одной стороны, Центры будут предоставлять те услуги, которые они и так предоставляли, но вот организация и координация их работы по принципу «одного окна» — это всегда оказывается очень сложно. Но дело-то это – нужное.

Что планируется сделать в сфере поддержки семьи в наступившем году?

Работа, которая была в прошлом году: и по устройству детей в семьи, и законодательная, — действительно эффективная и результативная. Она будет продолжена еще не один год. В июне будет принята — впервые в Российской Федерации — концепция Семейной политики. Она разрабатывается правительством, прежде всего, министерством труда и социальной защиты, с участием общественных организаций и депутатов.

Я понимаю, что слово «концепция» часто вызывает иронию. Однако все, что будет написано в концепции, будет реализовываться. Как реализуется сейчас, например, — наверное, никто и не помнит, — концепция демографического развития Российской Федерации до 2025 года. Шаг за шагом, все положения этой концепции – от введения материнского капитала, родовых сертификатов, новых пособий, увеличения всех остальных пособий, поддержки детей, семей в области здравоохранения – все они практически в полном объеме реализованы. И мы увидели результаты: в прошлом году, впервые за 22 года, естественная рождаемость в России, наконец, превысила естественную смертность. Когда концепция демографической политики принималась, нужны были серьезнейшие, радикальные меры, чтобы мы не стали вымирающей страной.

В концепции Семейной политики мы увидим все направления, которые должны будут реализовывать и органы исполнительной власти, и законодательной — муниципального, регионального, федерального уровней. Мы увидим, как государство видит семью будущего и свое собственное будущее.

Работы у нашего комитета будет очень много. Но, главное, что она будет нужной и полезной. И направлена на поддержку и защиту семьи.

И в каких аспектах?

Важно создавать все условия для того, чтобы рождение ребенка – с одной стороны, просто приносило в семью счастье, а, с другой, – не становилось большой преградой для дальнейшей активной жизни родителей. Именно поэтому стоит задача – и в 2016 году она будет решена – решить проблему мест в детских садах по всей России. За 2013 – 2016 годы в России должно появиться – и появится – 1 млн 200 тыс новых мест в детских садах. Год назад это казалась невероятным – нехватка мест в некоторых регионах была просто колоссальна. Но в прошлом году из бюджета на эти цели выделили 50 млрд рублей, еще столько же добавили регионы и 360 тыс новых мест в детсадах уже появилось.

Причем я не считаю правильным, что семьям надо «давать, давать, давать» меры поддержки чисто материального характера. На мой взгляд, семьи должны иметь возможность получать максимальную нематериальную поддержку. Должно быть место в детском садике, должна быть у молодой мамы возможность переобучения, подготовки к учебе в вузе – все это уже появилось в 2013 году. Дать возможность молодой маме не сесть дома, не замкнуться в четырех стенах, не зациклиться только на воспитании ребенка. Многие ведь хотят продолжить работу, вести нормальный, активный образ жизни.

Какие шаги уже предприняты в этом отношении?

Мало кто слышал, но с октября 2013 года заработала госпрограмма по бесплатному обучению молодых мам, в возрасте до 23 лет, на подготовительных отделениях в федеральных государственных вузах. Ведь для того чтобы учиться в вузе, надо знания иногда освежить, а, главное, заново сдать ЕГЭ. И не просто сдать, а подготовиться к учебе в вузе. Сейчас заработала программа бесплатного обучения в государственных вузах на подготовительных отделениях — от пяти до восьми месяцев. И она более чем востребована – по России уже восемь тысяч мам пришли учиться на эти подготовительные курсы.

Пока определены 51 вуз в 50 субъектах РФ. Думаю, подключатся многие. Вообще это очень большая тема. С новым законом «Об образовании» у нас появилось 13 категорий льготников-абитуриентов. Они получили право бесплатно год после окончания средней школы отучиться на подготовительных отделениях федеральных государственных вузов за счет средств федерального бюджета. После этого они получают преимущественное право – при полупроходном балле — на поступление на бюджетные места в вузы. Считаю, что это правильно, но эту систему надо еще выстраивать. Нельзя, чтобы на бесплатные места в вузы, обучение на которых оплачивает государство, приходили студенты, неспособные учиться, случайные. Учеба – это хорошие базовые знания, способности и желание учиться, а не место, где можно провести год-два, пока тебя не отчислили, а может быть, отсидеть пять лет, — но ничему не научиться.

Будут ли льготы для детей-сирот?

Да. На три года такая льгота вернулась.

Беседовала Дарья Скороспелова / ИА «Диалог»