Site icon ИА «Диалог»

Недетские проблемы

В России стали происходить ужасные трагедии, которые по своему сюжету напоминают новости из Соединенных Штатов Америки. Несмотря на жесткий закон об оружии, у нас появляются безумцы с огнестрелом в руках. История с «белгородским стрелком», бойня в одном из московских офисов. И вот, 3 февраля 2014 года в московской школе № 263 произошло то, что могло присниться лишь в кошмарных снах: российский ученик пришел в школу с ружьем, застрелил учителя и прибывшего на место полицейского.

После страшного теракта в Беслане меры безопасности во всех без исключения российских школах значительно усилились. Появились камеры наружного наблюдения, тревожные кнопки, системы контроля, оповещающие о том, что ребенок вошел или вышел из учебного заведения. Сегодня из соображений безопасности даже родителям не всегда можно войти в школу, появилась охрана. При этом как раз на посту охраны, как правило, работают люди пожилые, которые в случае серьезной опасности вряд ли способны дать отпор. Редкая школа привлекает высокопрофессиональных сотрудников частных охранных предприятий, которые прошли дюжину курсов по самообороне.

Уверен, ни у кого нет сомнений, что самое ценное, что есть у любого человека – дети, — должны быть защищены. Уже звучат предложения по работе в школах вневедомственной охраны, создания в учебных заведениях опорных пунктов полиции. Вопрос безопасности — крайне сложный, и даже в самой защищенной системе то и дело обнаруживаются слабые места. Однозначно одно: систему безопасности в школах, средних специальных учебных заведениях, детских садах нужно совершенствовать.

В то же время нельзя решать вопросы безопасности исключительно через создание барьеров и усиление охранных мер. Жестокость на телеэкранах, в кино и компьютерных играх оказывает пагубное влияние на психику детей и переносится в реальный мир. Интернет переполнен роликами издевательств школьников над своими сверстниками. Растет уровень агрессии. Так, в декабре 2013 года в Москве и Бурятии в ходе потасовок между учениками погибло два ребенка.

Одновременно возросла и психологическая нагрузка на учащихся общеобразовательных учреждений. В результате неудачи в учебе и личной жизни толкают подростков на крайний шаг. В кризисной ситуации оказываются вполне благополучные российские семьи, в которых родители не могут справиться с агрессией и нежеланием детей учиться, не знают, что противопоставить виртуальной компьютерной реальности. Такие семьи, безусловно, нуждаются в профессиональной помощи не только педагогов, но и психологов.

В России к психологам все еще относятся с предубеждением. Тем не менее, без качественной работы школьных специалистов данного профиля, центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи мы не справимся с новыми вызовами, которые бросает сегодняшний век нашим детям. Естественно, работа одних лишь психологов это не панацея, должен быть осуществлен комплекс мер. Так, уже сейчас действуют законы о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Но не стоит забывать и о том, что основа воспитания ребенка закладывается в семье. Родителей также необходимо просвещать и образовывать.

Работа по защите детей очень сложная и разнонаправленная. Важно, что в России дети являются приоритетом и общества, и государства. Работу с детьми должен вести каждый из нас: учителя и психологи — в школах, родители — дома, взрослые не должны проходить мимо детской беды.