Валерия Ильинична, в конце прошлого года мы отмечали 20-летие главного российского закона — Конституции. Вы наверняка помните, как она принималась, и как ее тогда встречали. Как вы можете оценить отношение к Конституции России сегодня, насколько выполняются ее положения?
Это нечто чудовищное. Власти Конституцию уже изуродовали как только могли, и собираются ее прикончить. По крайней мере, ведут такие разговоры. У нас лучшая Конституция Европы. Она на втором месте после американской. Они хотят убрать ее деидеологизированность и привязку к международным пактам, а также приоритетность международных пактов, — таких как Декларация прав человека и пакты о гражданских и политических правах. Это устраивает всю нашу законодательную власть: все должно полететь в тартарары! Если убрать это, то Конституция не будет стоить ломаного гроша. У власти текут слюнки, она на нее покушается.
Ельцин вырыл серьезный противотанковый ров — это его подарок, который очень мешает Путину. Через него переступить страшно сложно — тебя все время тыкают мордочкой, как котенка, в нарушенную Конституцию. И власть это прекрасно понимает, ведь ей не нравится, ей неприятно, когда ее тыкают прямо рылом в ее прегрешения.
Поэтому в Кремле хотят иметь очень эластичный резиновый документ, как лукьяновскую Конституцию, где права и свободы предоставлялись не просто так, а для построения социализма, в интересах развития социализма. И сейчас в ней хотят написать нечто вроде «в интересах Российской Федерации». А в чем заключаются интересы Российской Федерации — разумеется, будут определять власти.
Но удивительно не это — удивительно другое. Наш оппозиционер, а, на самом деле, махровый реакционер Лимонов, — которому нравится в этой Конституции только одна статья, 31-я, что лично ему обеспечивает выход на площадь, причем с незавидными целями, — не дочитал ее до конца. Он требует, чтобы граждан, которые ему не нравятся, высылали из страны. В частности, за какое-то мое высказывание насчет Кавказа — что ему неплохо бы и свободу вернуть, если он захочет, — Лимонов не выдержал и потребовал выслать меня из страны и лишить гражданства. А в Конституции есть статья, которая запрещает лишать гражданства. Вот что самое трогательное.
Но демократическая оппозиция ведет себя совершенно безумным образом — там тоже недовольны главным законом. Находят там массу недочетов, обвиняют ее, бедную, в том, что она пропрезидентская, как будто им было бы легче, если бы этот «взбесившийся принтер» (Госдума — ИА «Диалог») что-то решал в стране. Хотят ее переделать — имеется в виду такой консенсус живых и мертвых, черных и белых. Причем странно, что демократическая оппозиция не понимает — при переделывании Конституции не она будет принимать в этом участие.
Это не тот случай, когда Ельцин собрал демократических специалистов Румянцева, Гайдара — на этот раз ее будут делать махровые реакционеры. Естественно, никакие чаяния демократов туда не войдут. Но, все-таки, хочется. Даже была одно время в Петербурге идея Учредительного собрания. Даже какое-то время газета выходила, где было «давайте все отменим, и пусть народ заново учреждает». Народ однажды уже учредил. Мы помним, сколько процентов получили кадеты, сколько прогрессисты, а все остальное досталось эсерам и большевикам. Единственное решение, которое приняло Учредительное собрание — то, что землю нельзя продавать, потому что это дар божий, — никакой частной собственности на землю. Я бы тоже, знаете, разогнала бы такое Учредительное собрание, хоть и по другим мотивам. Еще и «Интернационал» спели, не считая того, что, открыв Учредительное собрание, они забыли, что делегаты от кадетской партии, которые имели право на свои места, уже в этот момент были объявлены вне закона, арестованы и убиты. За них не заступились. Виктор Чернов не стал просить, чтоб их вернули в зал. Поэтому это было позорное собрание, с позором начатое, с позором кончило. И защищать там было нечего. Сейчас Учредительное собрание мы уже видели — если хотите, это КС оппозиции. Слева — Немцов, в середине — нацисты, утверждающие, что «Россия для русских», и «Левый фронт» с Удальцовым во главе…
А Навальный?
Ему тоже найдется место! Но он никак не кадет. И что они все учредят? Немцов останется в меньшинстве, я это заранее предвижу. И Владимир Рыжков, и Касьянов тоже. И Борис Акунин там будет решать. Так что, поведение демократов неописуемо глупо.
Конституцию трогать нельзя. Это последнее, что у нас осталось от благословенных 90-х, наше последнее обеспечение. Если у нас его отнимут, то, считайте, счет в банке для России закрыт.
А как вам инициатива некоторых чиновников вернуть в Конституцию статью о государственной идеологии?
Да у них, честно говоря, нет идеологии, кроме как «православие, самодержавие, народность». Уж как-то очень неудобно будет — правление-то республиканское. Им, главное, убрать этот пункт, в котором запрещается обязательная для всех идеология. А дальше они напихают туда православия. А самодержавие уже там есть.
Православие, практически, тоже — «одной ногой»…
На самом деле, нет — православие существует только фрагментарно. Вы думаете, Путин православный? Да он атеист, стопроцентный. Богомольные старушки, которые душатся за подделку византийских времен, которую им выдают за Дары волхвов — на них рассчитывать? Нет, это, решительно, ничего не дает. Православия нет, как и нет христианства. А есть фанатизм и желание придушить несогласных. Это карательная идеология, христианство там и рядом не лежало.
И все-таки — какие могут быть механизмы, чтобы защитить Конституцию от посягателей?
Должен быть не механизм, а здравый смысл. Демократы создают обстановку возможности переделки, говоря, что Конституция нехороша. А стоять надо на том, чтоб ее не трогали.
И соблюдали…
Соблюдение зависит от состояния гражданского общества. Наше общество слишком слабое, оно не может проследить за этим. Ничего не будет соблюдаться, если состояние народа допускает несоблюдение.
Конституция — или оберточная бумага для селедки, или это внутренний код страны. Попробуйте американскую Конституцию нарушить — она внутри. Это бумажная калька с менталитета. А наша Конституция сделана на вырост — она народу сильно велика, большинству. Путь меньшинство это как следует хранит — на будущее.
Как вам шаг властей в честь юбилея Конституции устроить амнистию?
Они бросили кость. Маленькую, достаточно обглоданную косточку. Это издевательство. Лебедев сидел больше 10 лет, Ходорковский почти 10, сколько до конца срока у Pussy Riot оставалось? А сколько «болотников» за решеткой? Это не амнистия, а плевок в лицо гражданскому обществу. Оно даже не утерлось, а сказало спасибо. Вызывает такая вещь только негодование. Освобождение Ходорковского не повлечет последствий никаких, и никаких шансов, что он сюда вернется, его освобождали не для того, чтоб он сюда возвращался.
К теме свободы слова, статья о которой также есть в Конституции. В ситуации с некорректным опросом «Дождя» и его последующим преследованием, можно ли говорить, что в отношении канала нарушается эта свобода?
Опрос нормальный — отношение к нему ненормальное, совершенный психоз, который показывает, что никакой свободы изучения прошлого у нас просто нет. Почему они устроили такой кошачий концерт? Потому что здесь затронуты основы, кто-то посмел подумать о людях, посчитать им цену, в действиях генералиссимуса Сталина усомниться, в их правильности. Вопрос-то вполне резонный, только не в сталинское время его ставить надо. Конечно, им было бы легче прикончить всех жителей до последнего, чем сдать город. Это уже не с одним Ленинградом связано.
Уничтожали инфраструктуру, водокачки, не оставляли ни скота, ни посевов. Тактика выжженной земли — а мирное население пусть подыхает. А если кто не подохнет — ответят за то, что не остались на оккупированной территории. Абсолютно бесчеловечная людоедская практика — каждый, кто мог попасть в плен, заранее стрелялся. Ведь можно было вывезти все мирное население из города. Организовать можно было за два-три дня. Пусть не рассказывают, что не было возможности — депортации осуществлялись из стран Балтии за несколько часов. Захотели бы — и вывезли. А в пропагандистских целях они это не сделали и оставили их умирать. В цивилизованных странах, кстати, сдают столицы — французы сдали Париж и блокады там не было, и это была нормальная тактика. В приоритете жизни людей. Поэтому 54% — это уже хорошо. А должно было быть 94%.
Проблема в том, что, с точки зрения историков, согласно плану «Барбаросса», город должен был быть стерт с лица земли.
Не надо про планы! К тому моменту Гитлер уже не хотел брать Ленинград. Он не взял Москву, потому что войска отправили на Украину за ресурсами, а потом Ленинград настолько перестал быть для него приоритетным, что он снял войска из-под Ленинграда и отправил их под Москву. И командующий немецкими войсками под Ленинградом жаловался, что ему не во что одевать солдат. Полная ерунда — это не план «Барбаросса», а первая часть плана Молотова-Риббентропа. С немцами жить, конечно, сомнительное удовольствие, но почти два миллиона не погибли бы.
И, все-таки, прецедент с «Дождем» — к чему он приведет?
Знаете, этот «дождик» давно капает им всем на голову. Они просто искали повода и нашли его. И провайдеры сами якобы жалуются, что их не хотят смотреть, и отключают… Это приказ! Им нужно было отделаться от «Дождя», и из Кремля скомандовали, найдя повод. А канал «Дождь» молодец. За этот вопрос стоит быть закрытыми. Видите, 54% здравомыслящих людей в стране уже есть. Какой-то прогресс. Я думаю, всех напугала именно эта цифра. Думаю, если спросить об этом матерей, дети которых умерли от голода, то эта цифра увеличилась бы.
А каковы шансы, что канал ликвидируют? Наш ЗакС на днях решил обратиться к Юрию Чайке для проверки вплоть до закрытия…
Ваше ЗакСобрание уже прославилось, оно не лучше «взбесившегося принтера». У вас, скажем так, «взбесившаяся пишущая машинка». А ситуация с «Дождем» зависит от Путина, как он сочтет нужным, так и будет. Настроение соответствующее создано. В стране дураков никто не любит, чтобы в глаза говорили правду. И идиотизм этой попытки никого не волнует. В таком случае канал «Дождь» не может решить этот вопрос. Когда блокада началась, сколько лет назад? Канал «Дождь» никак не может сдать Ленинград, при всем своем желании. Этот вопрос имеет чисто умозрительное решение и на реальные жизненные обстоятельства повлиять никак не может. Поэтому обвинять канал в том, что там немецкие агенты, работающие на ГЕСТАПО — это возможно только в стране дураков.
Понятно, что к сталинскому и ждановскому удовольствию несчастные ленинградцы зарыты на Пискаревском кладбище и благополучно умерли непонятно во имя чего, как и все, кто участвовал во Второй мировой войне с российской стороны. И вернуть этот поезд уже нельзя, и переписать историю уже невозможно. И обвинять канал «Дождь» в том, что они хотят сдать Ленинград — это на уровне сталинских времен.
Власть сегодняшняя не имеет никаких заслуг, она примазывается к чужим страданиям, к чужой славе, к чужой стойкости, она паразитирует на этом. А блокадники должны стоять в пикетах у Кремля с плакатиками, и требовать, чтобы эти паразиты перестали использовать в своих грязных интересах их страдания и их близких.
Вы говорите, что судьбу «Дождя» может решить только Путин. Какой вывод можно будет в таком случае сделать о России?
А вывод уже сделан — «православие, самодержавие, народность». Царская триада. Страна съехала по наклонной, имея золотого кумира. Пусть не говорит, что ей ненавистен царский чертог. Царь-то был гораздо более приличным человеком и больше заботился о населении. В стране диктатура, причем из худших — диктатура по воле трудящихся.
Но мы же знаем, какое будущее рано или поздно всегда уготовано диктатуре.
Не знаю-не знаю. Ленинская диктатура длилась, пока он держался на ногах, сталинская — пока его не свалил инсульт. Довольно долго все это было, вы не находите? А Путин — он крепенький, здоровенький.
К петербургской тематике — депутат нашей, как вы выразились, «пишущей машинки», Виталий Милонов, решил придать особый статус имперскому флагу. Как вам такая идея?
Это будет большое несчастье для Лимонова, под чем же он ходить станет. Цвет и форма флагов России не имеют значения — императорский штандарт ушел в прошлое вместе с Российской Империей. Он не плох и не хорош, стал плохим лишь тогда, когда его взяли в руки полуфашисты. Флаг новой России, триколор, отмыт от своего прошлого. Под ним погромщики уже не ходили делать еврейские погромы в 1905. Это флаг уже не Петра, а флаг демократов, которые в вашем и его городе вынесли в 1988 году к Казанскому собору. Это новый флаг, под которым Россия боролась с советской властью. Это чистый флаг, наш флаг.
Что касается имперского флага, у него такого звучания не будет. Как он был историческим экспонатом, так и останется, непонятно, как его защитить, непонятно, как он может понадобиться — разве что Монархическая партия под ним будет ходить. Пусть ходит на здоровье, но причем здесь Эдуард Лимонов и причем здесь государственная власть? Разве что Путин захочет учредить империю и оставить наследника. Но у него, кажется, сына нет, в отличе от Лукашенко.
А стоит ли тогда придать особый статус красному флагу СССР, для справедливости?
А вот это уже преступление. Это флаг преступников, чудовищный флаг, которым можно накрыть только преступления, совершенные на территории Советского Союза, флаг убийц, палачей, застенков, вынесение такого флага, например, в странах Балтии на улицу карается законом. «Демократический союз» тоже требует запрета советской символики и уголовной ответственности за ее применения.
Валерия Ильинична, в завершение нашего разговора хочется немного отойти от российской темы и приблизиться к соседям. Невозможно не упомянуть тему Майдана — насколько удачный ход или вынужденная мера отставка правительства Украины?
Янукович готов на все, только бы остаться у власти. Он готов бросать головы в толпу — Азарова и других своих сообщников. Он цепляется за власть как Путин. Так что становится понятно, что эту власть в его руках нельзя оставлять. Это предатель, настоящий коллаборационист. Он работает на путинскую Россию. То, что он бандит, — это полбеды — но он еще и предатель. Вот Рамзан Кадыров — тоже бандит. Но не это самая худшая его черта, — то, что он преступник и убийца, — а то, что он предал Чечню, что он работает на метрополию. То, что он именем убийцы своих сограждан назвал проспект. Он сотрудничает с оккупантами — это худшее из всех преступлений. Так и с Януковичем. Верить нельзя ни одному его слову — он будет получать инструкции из Кремля и способен на все. Поэтому нужно добиваться перевыборов.
Украинцы не дошли до Европы в 2004, теперь они стоят в очереди к стоматологу и пытаются выломать дверь, чтобы их посадили во врачебное кресло. Они молодцы — хотят оттолкнуться от «Титаника» гибнущей России и уплыть на Запад, это правильный исторический выбор.
А пока я не вижу у нас «майдана», на котором бы не было коммунистов. Кто у нас был на проспекте Сахарова, давайте посчитаем — коммунисты, Левый фронт, националисты и так далее. А у них такого нет — на улицах Киева стоят украинские патриоты, наследники тех, кто боролся с советскими оккупантами. У нас есть такие лидеры, как Яценюк и Кличко? Есть у нас такой народ, который готов неделю мерзнуть на «майдане», кому захватывать районные администрации? У нас «западенцев» нет, — к сожалению, у нас была другая история. Нам очень, очень далеко до этого, но идти надо именно в этом направлении, и поддержка Украины — залог того, что мы пойдем правильно.
Беседовала Полина Полещук / ИА «Диалог»