Site icon ИА «Диалог»

Михаил Шемякин: В ситуации с мракобесием в Петербурге без юмора не обойтись

шемякин

Михаил, в Петербурге последние полтора года прослеживается тенденция, которую общественники и СМИ окрестили как «мракобесие». Осквернили музей Набокова, сорвали постановку «Лолиты», подкинули свиную голову и оставили оскорбительные надписи на стенах МДТ. Прокомментируйте, пожалуйста, эту ситуацию и дайте совет, как горожанам и деятелям культуры с этим справиться.

Наш город превращается, я бы сказал, в православную станицу «Петербург». Конечно, об этом я читал, хоть и не так часто бываю здесь, в Петербурге. Но я знаю об этих шествиях «ряженых казаков», которые выступали против выставки братьев Чапменов и писали протесты и жалобы на дом Набокова, на Пиотровского… Ну как реагировать? С одной стороны,  — это же смешно, без юмора тут никак не обойтись. Мне кажется, в контру этим казакам нужно собрать этаких путиловцев, которые пробираются с красными знаменами на маевку. А казакам приказать разгонять их, дать нагайки в руки, — чтоб, «Ух, понеслась»! Сказать им, что маевка в лесу… Мы возвращаемся к театру абсурда, к тому, что давно предвидели Олейников, Хармс. Для меня это какая-то «хармсовщина» — безумная, бредовая. Мы еще вчера были такими ярыми атеистами, распевали любимую песенку «кишкой последнего попа последнего царя удавим», и вдруг сегодня все падают ниц.

Организовано общество, в которое входят чиновники высшего разряда, общество, в которое входят какие-то поклонники афонских молитвенников. Это же бред полный: мракобесие, попы кричат, гремят, чуть ли не с веригами заверяют, что завтра будут контролировать все и вся. Если эту ситуацию не контролировать, то через какое-то время мы превратимся в царство, которое и Кафке не снилось.

Поэтому, уверен, нормальная интеллигенция и здравомыслящие люди, по крайней мере, должны против этого выступать. Еще немного, и… Пошлость и серость — они всегда давят, они размножаются как вши. Это очень опасное явление. И оно меня, с одной стороны, смешит, а с другой — очень и очень тревожит.  Я помню, как сам ходил под конвоем, меня забирали прямо из художественной школы, где я учился. Нас было несколько представителей молодежи, которые ходили в церковь. В то время у каждой церкви стоял стукач и смотрел — если молодой человек или девушка два раза зашли в собор, он должен был следовать за ними, вычислять, где они живут, и потом нас ставили на учет. И мы под конвоем должны были два, минимум три раза в неделю, смотреть антирелигиозные фильмы о сектантах, о том, как баптисты убивают детей, приносят в жертву своих маленьких прихожан…Страшные вещи, в общем. Вот такая была борьба с религией. А сегодня ты обязан быть православным, иначе карьера у тебя будет сломана, точно так же, как раньше ты был обязан вступать в партию. Если не православный — извини, рано тебе вступать в госдолжность (смеется). Бред полный.

А если говорить конкретно, что можно сейчас противопоставить тому мракобесию, которое есть в городе, в стране?

Мне кажется, нужно просто создать фильм-коллаж. Ведь есть же талантливые режиссеры, которые смогут снять нечто такое. Надо заставить людей немного задуматься о том, что было совсем недавно. Надо взять эти гротескные куски и сопоставить их. Вот эти сопоставления очень-очень сильно могут воздействовать на человеческое сознание.

Как насчет того, чтобы самому попробовать продвинуть такую идею?

Ну как же, у меня и так нечеловеческий режим. Одно, второе, третье… (смеется). Да и возраст не тот.

Но идея хорошая.

Нужно бороться с такими вещами. У людей слишком короткая память. Поэтому нужно что-то напомнить. То, как мы боролись, как мы пели песенку о том, как душить царя.

И, самое главное, бывает много встреч с Путиным и с его окружением. А они все бывшие коммунисты. А ведь его никто так и не спросил — действительно ли он уничтожил свой партийный билет, когда официально вышел из партии.

«Когда вы в первый раз пришли в церковь? Когда решили, что нужно публично начать креститься? А когда начало ваше окружение, в котором люди стоят и смотрят друг на друга, не зная, с какой стороны начинать креститься — слева или справа?» — вот о чем надо спросить Путина.

Вот армяне, например, тоже триперстники, но крестятся слева направо, как католики. Этого они не знают, а узнав, могут причислить себя к армянской православной церкви. Конечно, это все звучит очень гротескно. Но, в самом деле, нужно чаще задавать такой вопрос…

Как раз пресс-конференция скоро будет…

Именно.

Беседовала Полина Полещук / ИА «Диалог»