Борис Яковлевич, сегодня вы много говорили о кризисе русской балетной школы — какими способами можно выйти из этого состояния?
Можно свернуть с дороги и сделать это очень легко, а найти верный путь — невероятно сложный процесс. Я думаю, что пути преодоления кризиса будут долгими и тяжкими, но мы справимся с этим обязательно. Все тенденции для этого есть. Понимание государством проблем балета — налицо. Финансирование балета достаточно для создания необходимых программ, чтобы исправить ситуацию. Сегодня создается школа, которая будет работать на создание нового типа танцовщиков, нового типа преподавателей и деятелей мира хореографии. Главное — чтобы мы все поняли и ощутили необходимость перемен. Нужно наконец-то понять, что мы не должны почивать на лаврах, что не должны говорить о том, что мы «впереди планеты всей». Мы должны помнить о своем выдающемся прошлом, замечательном настоящем и знать, что у нас есть будущее. Для того, чтобы вернуться на позиции, которые мы занимали в балете, мы должны преодолеть реальные и вполне искоренимые проблемы. Просто нужно их определить и над ними работать.
А чтобы устранить кризис, нам нужна консолидация школ, или нужно брать пример с запада? Быть может, важнее сохранять свою чисто русскую обособленность?
Я думаю, мысль, что мы самые лучшие и нам не надо развиваться, и привела к такому кризису. Ведь все совершенно наоборот — русская школа сегда питалась, особенно в 19 веке, идеями французской, итальянской, датской школ. На базе этих идей и появилась русская, которую систематизировала Ваганова. Сегодня я лично, как профессионал, вижу очень важные проблемные точки в нашем искусстве.
Назовите их, пожалуйста.
Во-первых, отчасти дело заключается в воспитании балетного артиста. Сегодня можно сказать, что отсутствует необходимая исполнительская чистота стиля. Сегодня то, что сохранили французы в школе Гранд Опера — мы, к сожалению, потеряли. Да, мы очень эмоциональны, у нас очень красивые пластические руки, но классика — она на то и классика, что требует очень чистого стиля. И, увы, сейчас это утрачено. Но вернуть эту чистоту можно работой, работой и еще раз — работой. Много еще других проблем, которые нужно решать — это не для публичного интервью, все-таки, а понятно в разговоре только двух профессионалов. Но есть, конечно, очень серьезные вещи, которые нужно исправлять срочно.
Вы лично к этому уже приступили?
Мы в моей академии будем этим заниматься. Думаю, и в других учреждениях приступят к этому, и понимают там этот кризис. Но главная точка отсчета в этом — признаться себе в том, что что-то прогнило, как говорится, в нашем королевстве. Отсюда и начинается честность по отношению к себе и другим, что не все так прекрасно, как хотелось бы, отсюда начнутся действия и телодвижения, которые выведут русскую балетную школу из кризиса.
Борис Яковлевич, Вы довольны Культурным форумом и теми встречами, которые проводятся в его рамках?
Я очень рад и доволен. Но если говорить по существу, Форум — это праздник, а мы нацелены на рабочие будни.
Уже прошел месяц с назначения Николая Цискаридзе ректором «Вагановки». Вы по-прежнему не готовы комментировать ситуацию?
Я не готов комментировать. Я не хочу участвовать в этом. Если бы не было скандала, конечно, можно было бы говорить об этом. Но участвовать в этой скандальной и очень тенденциозной склоке я не хочу. Могу сказать одно — мое отношение к Цискаридзе — самое позитивное. А дальнейшие попытки принять какую-то сторону баррикад… Я лучше буду заниматься своим делом.
Беседовала Полина Полещук / ИА «Диалог»