Как готовятся муниципальные образования к проведению в будущем году выборов?
Мировая практика показывает, что лучшая подготовка к выборам – это ведение активной работы с первого дня вступления в должность. Такой политики придерживаются органы местного самоуправления Санкт-Петербурга и, полагаю, довольно успешно. Подтверждение этому – множество мероприятий, реализованных в рамках программ по благоустройству территории, военно-патриотическому воспитанию, организации и проведению спортивных и досуговых мероприятий для жителей нашего города. Сохранение обычного режима работы без какой-либо напряженности – гарант стабильной власти.
Как привлекать людей на муниципальные выборы?
Нет такого механизма, который бы заставил людей ходить на выборы. Он не нужен, потому что участие в выборах – проявление активной гражданской позиции. Для ее воспитания необходимо привлекать население к общественной жизни округа, района, города. В первую очередь, мы разрабатываем программы правового просвещения граждан, стимулируем население принимать участие в Днях благоустройства, спортивных акциях, досуговых мероприятиях. Одними из целей деятельности Совета является содействие в реализации прав граждан на осуществление местного самоуправления, а также поддержка инициатив граждан в сфере местного самоуправления, развитие гражданского общества. Отдельно хотелось бы выделить деятельность муниципальной власти по содействию организации советов многоквартирных домов, товариществ собственников жилья. Объем работы в этой сфере огромен: подготовить собрание и оповестить о нем население, помочь жителям провести собрание и оформить его решения, разъяснить юридические аспекты, да и просто доступно объяснить нюансы. Взять ответственность за содержание своего дома – серьезный шаг, мы всячески поддерживаем инициативу жителей в этой сфере. Кроме этого, уже 8 лет Совет муниципальных образований проводит ежегодный конкурс по благоустройству территорий муниципальных образований Санкт-Петербурга. В нем есть замечательная номинация — «Лучший объект благоустройства» , в рамках которой жители не устают поражать конкурсную комиссию своей креативностью, усердием и заботой о красоте своего двора.
Через такие мероприятия мы узнаем ближе жителей, граждане понимают, что власть – не что-то недосягаемое и далекое, а люди, живущие по соседству, которые стремятся сделать нашу жизнь лучше. С пониманием этого, у граждан появится желание формировать власть, а значит, возрастет и явка на выборах.
Как Вы относитесь к введению так называемого «муниципального фильтра»?
«Муниципальный фильтр» – хорошее нововведение. Оно повысит значимость и ответственность представительных органов местного самоуправления.
Как «муниципальный фильтр» будет работать в Петербурге?
Санкт-Петербург – город с особым политическим климатом, поэтому механизм «муниципального фильтра» будет работать здесь максимально эффективно.
Как Вы относитесь к проекту «Муниципальная пила», который пытается контролировать деятельность образований?
Мне довелось дважды встретиться с руководителем проекта Дмитрием Сухаревым – активным человеком с яркой гражданской позицией. Таким же мне представляется проект «Муниципальная пила». Не думаю, правда, что довольно агрессивные действия активистов оправданы – бывало много скоропалительных выводов. Как в анекдоте – ложки нашлись, но осадок остался. Работа по такому принципу вносит диссонанс в отношения органов местного самоуправления с подобного рода общественными организациями. Уверен, все вопросы можно решить в конструктивном диалоге. Если же по каким-то причинам диалог с местными властями не получается, активисты могут обратиться в Совет муниципальных образований. Мы выступим посредником в решении вопроса, окажем содействие. В Совете работают компетентные и грамотные специалисты, разбирающиеся во всех вопросах муниципального хозяйства. Поэтому «Муниципальной пиле» следует установить правильный формат общения с местной властью.
Одна из наших главных задач – популяризация местного самоуправления как молодого, приближенного к народу, а значит наиболее перспективного уровня власти в России.
Как Вы относитесь к самостоятельному продлению полномочий в МО «Гражданка» и МО «Васильевский», а также к решению прокуратуры, которая обжаловала отмену этих действий?
В свое время, в этих муниципалитетах народ избрал ярких оппозиционных депутатов. Они проявили определенную независимость и не установили в своих муниципалитетах срок полномочий, единый для органов местного самоуправления Санкт-Петербурга. Такого рода неразбериха была ликвидирована для того, чтобы у избирателей сложилось представление о существовании единой модели выборов. Я полностью поддерживаю единый выборный день для всех органов местного самоуправления города. Это удобно и понятно каждому петербуржцу.
Согласно закону Петербурга об организации местного самоуправления, на постоянной основе в муниципалитете может работать 10% от избранного количества депутатов или один депутат, если парламентариев десять и меньше. Как такое положение влияет на работу муниципалитетов?
По большому счету, никак не влияет. Муниципальные советы рассматривают бюджет, уже сформированный в местных администрациях, то есть задача муниципальных депутатов — внимательно изучить проекты исполнения целевых программ и утвердить отчет по бюджету. В подавляющем большинстве коллизии не случаются, поскольку взаимодействие депутатов и местных администраций хорошо налажено. Поэтому работать на постоянной основе более чем 10 % депутатов от числа избранных не имеет смысла.
И кто же должен быть муниципальным депутатом?
Образ муниципального депутата сложился. Это активный и небезразличный к людям житель округа, обладающий определенным социальным статусом. Чаще всего он работает в образовательном или социальном учреждении, является специалистом в области здравоохранения или руководителем общественной организации. Депутатский мандат позволяет ему не только реализовать свою активную жизненную позицию, но и объединиться с другими заинтересованными людьми для совместных действий. Мы приветствуем стремление молодежи стать муниципальными депутатами. При муниципалитетах создаются Молодежные советы – своеобразные школы роста будущего депутатского корпуса. Отличной идеей является создание Лиги молодых депутатов. На площадках Совета муниципальных образований, Законодательного собрания, правительства города проводились встречи с молодыми депутатами.
Важно, что муниципалитет – не съезд старейшин, а депутат не — аксакал. Он — современный, прогрессивный, активный петербуржец.
На заре становления местного сообщества были идеалисты – революционеры, которые хотели быстрых результатов. Но не стоит забывать, что местное самоуправление – это не общественная организация, а орган власти, поэтому законодательство жестко регламентирует его деятельность.
Как вы оцениваете роль Совета муниципальных образований в организации местного самоуправления?
Высоко. Начнем с того, что она определена составом Совета. На сегодняшний день членами являются все 111 муниципальных образований Петербурга. Разные люди, разные позиции, разное понимание происходящего. Огромное значение Совета в том, что он стоит на страже интересов местного самоуправления как элемента единой городской управленческой команды. Созданный по предписанию закона, Совет органично совместил яркие идеи, обобщил лучшие практики работы, выработал отлаженный механизм представления интересов местной власти. Совет муниципальных образований пользуется поддержкой губернатора, Законодательного собрания города. Совет занял важную нишу, и даже если бы закон не предписал, его все равно нужно было бы создать.
Как складываются отношения между Советом и ЗакСом Петербурга? Насколько эффективно право законодательной инициативы?
В качестве председателя Совета муниципальных образования Петербурга мне выпала честь выступать на одном из недавних совещаний в Государственной думе, посвященному взаимодействию представительных органов власти и органов местного самоуправления. Из многих выступающих о положительном опыте довелось говорить лишь мне. В структуре законодательной ветви власти функция организации взаимодействия и координации политики в сфере местного самоуправления закреплена за постоянной комиссией по устройству государственной власти, местному самоуправлению и административно-территориальному устройству. Отношения Совета и парламента динамично развиваются. Практика проведения «муниципального часа», в рамках которого рассматриваются главные проблемы местного самоуправления, становится более проработанной и регулярной. Законодательные инициативы из Мариинского дворца приходят в Совет для обсуждения. В свою очередь, наши законодательные инициативы внимательно отслеживаются. В этом созыве как никогда много представителей местного самоуправления работает в комиссиях и комитетах ЗакСа, а депутаты городского парламента являются постоянными участниками мероприятий Совета. Той системе взаимодействия, которая сложилась между Советом и ЗакСом, я бы поставил высшую оценку по пятибалльной шкале. Особенно, понимая, как положительно эволюционировало взаимодействие местной власти и парламента с 2000 года. Но потенциал развития, безусловно, есть. Поэтому, по десятибалльной шкале – только 8 (улыбается).
А как вы контактируйте с исполнительной властью?
На общегородском уровне организацию взаимодействия и координации политики в сфере местного самоуправления осуществляет комитет по работе с исполнительными органами государственной власти и взаимодействию с органами местного самоуправления администрации губернатора Петербурга. Как председатель Совета, я участвую в заседаниях правительства с правом совещательного голоса. Представители органов государственной власти являются постоянными участниками заседаний Президиума Совета, конкурсных комиссий. Представители местного самоуправления входят в состав различных совещательных, консультативных, координационных органов в рамках структур государственной власти. Конечно, хотелось бы сделать взаимодействие более интенсивным. Однако главное, что местная власть всегда может донести свою позицию. Есть конкретные примеры эффективной совместно работы. Так, мы с Вами беседуем в канун важной встречи – главы районов совместно с членами Президиума Совета муниципальных образований обсудят проблемы содержания детских и спортивных площадок, благоустройства территории и вопрос размещения муниципального заказа. Возглавит совещание вице – губернатор Петербурга Игорь Дивинский. В целях совершенствования организации местного самоуправления, а также повышения эффективности взаимодействия исполнительных органов государственной власти с органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Петербурга, 31 мая 2010 года был учрежден Совет при губернаторе по развитию местного самоуправления. В Совет вошли главы внутригородских муниципальных образований Петербурга, руководители отраслевых комитетов Смольного, эксперты по вопросам местного самоуправления. Общий совокупный бюджет муниципалитетов на следующий год, по сравнению с бюджетом этого года, вырастет почти на 20%, хотя бюджет Петербурга в 2014 такого роста не имеет. В целом, отношения с органами государственной власти плодотворные, потому что мы объединены целью сделать жизнь петербуржцев лучше. Правительство Петербурга, губернатор, местная власть – одна команда.
Беседовал Максим Кузнецов / ИА «Диалог»