В 2004 году в Уголовный кодекс были внесены изменения, в частности, изменилась ч. 4 ст. 222, которая предусматривала ответственность за незаконное приобретение, сбыт или ношение холодного оружия. В новой редакции остался лишь сбыт. Наказание за ношение холодного оружия из Уголовного кодекса перекочевало в Административный. Согласно ст. 20.8 КоАП, за ношение холодного оружия или ножей, длина лезвия которых больше 9 сантиметров, полагается штраф от 2 до 5 тысяч рублей. Депутаты Государственной Думы после событий в Бирюлево предложили вернуть уголовную ответственность за ношение холодного оружия. Но на мой взгляд, этого не достаточно. За ножами не может быть строгого контроля, в отличии от тех же травматических пистолетов. Оружием убийства может стать заточка или ножик, купленный в ларьке, который по всем критериям оружием не является.
Опыт запрета любых ножей в России есть. В 2006 году ГУВД Красноярского края самостоятельно издало запрет на ношение в крае любых ножей, в том числе, и складных. Любые ножи, обнаруженные у прохожих, даже самые дорогие, будут изыматься, предупредили органы правопорядка. Мера крайне суровая. Но милиция решила, что поножовщину в Красноярске терпеть нельзя и только резкие меры могут изменить ситуацию. Как утверждают полицейские — получилось. Запрет на ношение ножей существует в Красноярске и по сей день. Во многих Европейских странах запрещено ношение ножей: это Франция, Люксембург, Бельгия, Дания. В Англии и Ирландии запрещено ношение не только ножей, но и предметов, которые можно применить, как оружие. Во многих штатах США есть серьезные ограничения на ношение ножей, — а это государство как никакое другое уважает право граждан на самооборону. Я убежден, что России необходимо присоединиться к этой группе стран. Слишком часто конфликты, самым серьезным последствием которых должны были быть ссадины и синяки, заканчиваются кровью и смертью.
Нож в городе не нужный атрибут, едва ли владельцу ножа придется даже в спальном районе срезать подберезовик, чистить рыбу или же забивать барана. Вооружившись холодным оружием, можно нести кольцо всевластия к жерлу Орудруина или идти в другой поход, — по лесам Карелии или Ленинградской области. Сейчас же ножи носят люди злобные, агрессивные, для которых нож — это некое преимущество в конфликте, или же нервные, которые могут зарезать человека лишь из-за страха.
Ношение ножей в Санкт-Петербурге должно быть запрещено, эта мера позволит спасти немало жизней. Не обязательно этот запрет вводить в Уголовный кодекс — крупные штрафы заставят реального пацана из Шушар оставить свой нож-бабочку дома, а гость города из далекого аула или кишлака не станет носить здесь свой клинок.
Артемий Галицын, специально для ИА «Диалог»