Наших читателей очень интересует: кто такой — главный художник Петербурга. Чем конкретно он занимается, какие сферы курирует?
Могу сказать так. Поскольку я еще не приступил к своим обязанностям, их круг пока определен не до конца. Но главная задача – гармонизация городской среды. Намеренно говорю так широко, потому что будут какие-то нюансы, потому что большое количество комитетов существует в городе, и те функции, которые раньше, исторически, принадлежали главному художнику, были перераспределены между разными подразделениями. Сейчас они частично снова соберутся в рамках этой должности. Но какие-то изменения будут. Поэтому не могу вам совсем точно и определенно перечислить все те функции, которые будут сосредоточены в моих руках.
Существует очень много проблем с гармонизацией среды. Понятно, что это реклама, различные носители, включая нумерацию домов, — которую днем с огнем не сыщешь, или ее невозможно прочесть, чтобы понять, у какого дома находишься. Если говорить о рекламе, — то это как вывески на домах, так и реклама на баннерах. Кроме того, частично я затрону и городской ландшафт, малые архитектурные формы. Безусловно, займусь и вопросом установки памятников, потому что очень много организаций желают установить те или иные памятники. Это, конечно, очень сложные процедурные моменты, которые требуют согласования. Там и земельный кодекс, и строительный кодекс. И федеральные законы, и местные – они должны быть соблюдены. Это юридическая тонкость. Многие из тех, кто желает что-то установить в городе, даже не в курсе, что все должно быть в соответствии с буквой закона. А это не так просто. Существует крупный юридический отдел в комитете по градостроительству и архитектуре, который занимается как раз разрешением этих вопросов.
Вы говорили о том, что собираетесь заниматься упорядочиванием рекламных конструкций. Какие шаги уже предприняты, а какие Вы еще планируете предпринять?
Поскольку я не вступил в должность, шаги никакие не предприняты. В идеале, было бы хорошо создать регламент рекламы. Указать в нем: где, на каких улицах, какого размера буквы, на каких носителях, какой размер поля рекламы, в каких местах установка допустима, в каких нет. Во многих местах рекламой перекрыта перспектива улицы, а где-то даже перспектива Невы. Регламент должен быть сделан не просто волевым решением: все убрать и запретить. Реклама должна быть гармонизирована таким образом, чтобы это было удобно конечному пользователю, горожанину или гостю города, чтобы он мог легко найти искомый объект. И наружная реклама, безусловно, не должна противоречить городскому контексту. За содержание самой рекламы отвечают рекламодатели. Все должно присутствовать в разумных пределах, удобными для всех способами.
Нужно ли вообще урезать количество рекламы в центре Петербурга?
Вы знаете, вопрос тонкий. Я не до конца в нем разобрался. Но ведь можно делать рекламу, которая не будет загораживать исторический центр. Допустим, есть рекламный носитель, стоящий отдельно. А есть множество малых архитектурных форм, остановок, киосков, и других небольших сооружений, которые сами по себе могут стать рекламоносителями. Их общая площадь, наверное, сопоставима с площадью отдельно стоящих рекламных носителей. Почему не сделать совмещение таких устройств?
Планируются ли какие-то архитектурно-художественные изменения в концепции размещения рекламы на Невском проспекте? То есть, изменения внешнего облика центральной улицы города?
Нет. Закон это запрещает делать. Есть КГИОП, который занимается как раз сохранением этих памятников. Закон не позволяет эти памятники каким-либо образом деформировать, вносить в них какие-то изменения. Там все строго.
Нужно ли вводить единообразие для торговых павильонов, например, ларьков с прессой?
Единообразие единообразию рознь. Тот регламент, который сейчас пытаются принять по этим киоскам, предусматривает множество их типоразмеров. Они просто стилистически похожи друг на друга. Но типоразмеры разные. И я думаю, что это приведет к большему упорядочиванию. Потому что, когда каждый район, или каждый квартал выстраивает свою хибару, то она и выглядит как хибара. Даже если некоторые из них будут весьма неплохи сами по себе, в целом восприятие будет как в Шанхае. Мы-то должны помочь городу и всем заинтересованным лицам в том, чтобы освободиться от визуального мусора, чтобы все это приняло удобоваримые, приятные формы. Это задача не из легких, и быстро она не решается. Даже физически она решается долго, потому что документы должны пройти все стадии, все согласования, получить все подписи, экспертизы, рассмотрения. Только после этого возможно принятие решения. И я бы даже во многих случаях не хотел принимать единоличное решение, потому что единоличное решение – оно, как правило, вкусовое. Мне нравится – другому нет. Это должно быть согласованное, выверенное решение.
В Петербурге — большое количество граффити, многие исполнены достаточно красиво. При этом, они запрещены. Как быть с ними?
Если граффити изображено на здании, которое находится под охраной – это плохо в любом случае. Этого не должно быть. Хочешь самовыражаться — самовыражайся, не разрушая то, что создали до тебя, люди, которые не глупее тебя. А так очень легко: прийти, сказать – я художник-граффитист, мое призвание стены разрисовывать. Я не думаю, что этим ребятам дома родители позволяют свободно расписывать стены в квартире.
Но ведь люди, которые создавали дома, они тоже как-то самовыражались.
Да. Они строили архитектуру. Да, конечно, есть полным-полно мест, где можно применить свои силы в этом направлении. Огромное количество бетонных заборов, зон отчуждения, чего угодно. Пожалуйста. Очень легко плюнуть в уже сложившуюся среду, где до тебя уже поработали поколения архитекторов, художников. Возьмите среду, которую никто не использовал до вас. Зоны отчуждения – они всегда безлики и серы. Сделайте из этого что-то красивое. Кроме того, есть один момент в граффити, который мне категорически не нравится. Практически стопроцентное подражательство. Найдите надпись на русском языке у граффитиста! Они на каком языке разговаривают? На русском. А нам пытаются что-то такое продемонстрировать на английском языке. Потому что как там, как видели на картинках. Но там они говорят на родном языке и самовыражаются на родном языке. А здесь? Это просто смешно, а чаще всего — убого.
Сейчас в ЗакСе Петербурга рассматривается законопроект о рекламных щитах. Его автор, Виталий Милонов, предложил устанавливать рекламные конструкции сроком на десять лет. Насколько это целесообразно, на Ваш взгляд?
Вы меня этим вопросом застигли врасплох. Мне кажется, что десять лет – это много. Но тут законодатели принимают решение, и мы, как исполнительная власть, обязаны будем его выполнять. Мы, конечно, можем с какими-то своими инициативами приходить и обсуждать с законодательной властью, чтобы они инициировали принятие какого-то другого закона.
Не должно ли это быть совместным решением?
Я еще не приступил к обязанностям, а закон в первом чтении уже принят. Может быть, и не примут. Здесь я не могу что-то обсуждать. Мне кажется, что, все-таки, десять лет – это многовато.
Петербуржцев этим летом, перед саммитом «Большой двадцатки», удивили новые уличные указатели – в них было много ошибок перевода на английский. Это можно как-то регулировать?
Этот вопрос не ко мне. Я думаю, этим занимался комитет по печати. Не во всех вопросах они должны взаимодействовать со мной. Содержание самой рекламы, насколько я знаю, не согласовывается с главных художником. Согласовывается место, размер. А опечатки, перевернутый флаг – это на других каких-то советах обсуждалось.
В Ваши обязанности также будет входить оформление города к праздникам. У нас ближайший праздник – Новый Год. Ожидать ли нам каких-то сюрпризов или убранство Петербурга будет традиционным?
Насчет старых-добрых традиций -в последние года три или четыре новогоднее оформление Петербурга изменилось. И, на мой взгляд, в лучшую сторону. Стали появляться очень хорошие и трогательные моменты, которые эмоционально задевают. Все видели светящихся животных – мишек, заек. Много огней, на деревьях — подсветка. Вот это — правильный ход. Я думаю, что его нужно дальше развивать. Не имеет смысла все сносить под корень и что-то начинать заново. Для того, чтобы что-то начинать заново, нужно иметь проработки, производственную базу. Все должно быть готово, и оно должно быть очевидно лучше. Тогда есть смысл менять. А сейчас, мне кажется, это оформление – оно весьма неплохое и приятное. Наверное, это нужно проецировать не только на центральные, но и на отдаленные районы. Может быть, нужно делать этого больше, чтобы праздничный торт был более пышным.
Беседовала Екатерина Пархоменко / ИА «Диалог»