Site icon ИА «Диалог»

Что год грядущий нам готовит?

петровКонец октября текущего года ознаменовался знаковыми высказываниями бывшего и нынешнего министров здравоохранения о перспективах грядущего 2014-го года.

25 октября 2013 года бывший министр Татьяна Голикова, выступая в Государственной Думе уже как глава Счетной палаты, предположила, что с 1 января 2014 года качество медицинских услуг (особенно в Москве и Петербурге) ухудшится, так как отсутствуют законодательные механизмы для перевода финансовых средств на некоторые виды высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП) из федерального бюджета в фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). Действующий министр Вероника Скворцова отреагировала быстро: в 2014 году проблем не будет, а вот с 2015 – могут возникнуть из-за недостаточного количества средств в ФОМС.

Таким вот образом солидные чиновницы взбудоражили всю страну. Журналисты даже стали говорить о заключении пари между Голиковой и Скворцовой: когда начнет разваливаться медицина, с 2014-го или все-таки с 2015?

Суть проблемы в следующем. В последние годы для оказания ВМП из федерального бюджета выделялись квоты на определенное количество медицинских услуг. Квоты распределялись по регионам из расчетов «на душу населения» и по учреждениям, способным выполнять определенные виды ВМП в определенном количестве. Сама по себе система, будучи априори коррупциогенной из-за бесплатного распределения дефицита, представляется принципиально неверной, так как доступность ВМП порой определялась не медицинскими показаниями, а возможностью получения и оформления квоты. Особенно невыгодно было болеть в начале года, когда квоты еще не утверждены, или в конце года, когда некоторые учреждения лимит квот исчерпывали. Поэтому решение в 2014-2015 гг. перевести финансирование ВМП из квотно-бюджетного механизма в страховой (за счет ФОМС) представляется совершенно логичным. 300 видов услуг ВМП должны были перекочевать в систему ОМС в 2014-м, а остальные 1200 – в 2015-м. Однако деньги на ВМП из плана бюджета сразу вычеркнули, а вот насколько увеличится ФОМС, в каком объеме количественно и качественно будут оплачиваться бывшие высокотехнологичные услуги в рамках ОМС, – не решили. А скоро – новый год.

Почему такие серьезные проблемы не решены своевременно – непонятно. Это, безусловно, вносит нервозность в жизнь всех жителей Российской Федерации, не дает возможности своевременно сверстать планы работы медицинским учреждениям. Сейчас логично бы рассуждать об объеме ФОМС на 2015-й год с учетом прекращения финансирования всего объема ВМП, но мы еще и с их одной пятой в 2014-м не разобрались…

Остается надеяться, что с опозданием, но разберемся, и при этом общий объем всех видов медицинской помощи существенно не сократится. Иначе сложившаяся ситуация выглядит просто абсурдной. В рамках модернизации здравоохранения создали условия для выполнения современных диагностических и лечебных методик, а теперь не знаем, как финансово обеспечить их применение на практике. Это все равно, что на все имеющиеся средства купить Bently, но не оставить денег на бензин и ждать, когда машина состарится в гараже. Может быть, лучше купить Toyota или Ford, сохранив средства на бензин и техобслуживание и наслаждаться ездой в собственном авто гарантированных пять-семь лет?

Правда, еще об одном важном факте говорят меньше, но именно он будет определяющим. В 2013 г. расходы на здравоохранение составили – 3,6% ВВП, а к 2016 г. запланировано снижение их доли до 3,2-3,4%. И это при том, что ВВП с учетом 140-миллионого населения у нас весьма невысокий, а прогнозы относительно его роста неутешительны. В экономически развитых странах доля здравоохранения составляет около 10%. Так что опасения о дальнейшей судьбе российской медицины имеют весьма реальную почву для оснований.
Кроме того, расстраивает следующее. Критика действий Минздрава из уст человека, возглавлявшего структуру в 2008-2012 годах, выглядит странно, как и ответ действующего министра: беда не отступила, а лишь задерживается на год. А нам всем – и врачам, и пациентам – остается только ждать…

Сергей Петров, специально для ИА «Диалог»