Сильные порывы ветра, судя по информации в прессе, поломали несколько рекламных щитов, деревьев, дорожных знаков и светофоров. Тяжелее всех пришлось нашим соседям из Псковской и Ленинградской областей – там тысячи жителей остались без света. В Петербурге пострадал один человек – пассажир маршрутного такси, на которого упал щит. В Европе, напомню, «Иуда» унес жизни 15 человек.
Уберегла город дамба. Специалисты утверждают, что без дамбы вода могла затопить несколько тысяч объектов, включая Константиновский дворец и Летний сад. Благодаря этому Петербург сохранил 19 млрд рублей. Это сумма, которую город мог бы потратить на восстановление после наводнения.
Наводнение в Петербурге – явление привычное. Это, скорее, даже наша, выражаясь языком молодежи, «фишка». Несмотря на всю опасность, сильный ветер, который с трудом позволял устоять на ногах, жители прогуливались по центральным улицам и проспекта города, не чувствуя опасности. А юные молодожены, подобрав подол платья и закатав штаны, пробирались по полностью затопленной стрелке Васильевского острова к знаменитому гранитному шарику, который, теперь будто поплавок, создавал удачный пейзаж для эксклюзивной свадебной фотосессии.
Любой резкий порыв ветра — и вся компания могла запросто угодить в неспокойную Неву, а дальше одна надежда на чудо и спасателей. Отсутствие страха – в нашей крови, но инстинкт самосохранения никто не отменял. Его отсутствие приводит к печальным последствиям. Впрочем, возможно, дело совсем в другом. Наша молодежь и горожане постарше просто-напросто не знают о подстерегающей их опасности. Подумаешь наводнение, подумаешь молния…Не подумаешь!
Природные стихии непредсказуемы, поэтому защищаться от них до конца не умеем не только мы, но и другие самые высокоразвитые страны мира. Буря налетает мгновенно, и нужно суметь быстро найти единственно верное решение, спасаться, когда время идет на секунды.
Власти нашего города стараются создать единую систему оповещения об угрозах — рассылают текстовые сообщения на мобильные телефоны, прерывают трансляцию телеканалов и радиочастот. Но подобные приемы, в сущности, ничего не гарантируют. Петербуржцы как не знали, что делать при наводнении, лесных пожарах или смерчах, так и не знают.
Имеющийся в средней школе курс ОБЖ не выдерживает критики. Программа предмета, как правило, устаревшая, не отвечает современным требованиям. Детей обучают всему ненужному, но редко касаются многих опасностей, характерных именно для нашего региона.
То, что Петербург построен на болоте, знает любой ребенок. Однако спроси его как вести себя при внезапно налетевшей стихии – ничего вразумительного он не скажет. Уже не говоря о взрослых, которые «все знают», а в грозу прячутся под деревом, подвергая себя и своих детей смертельной опасности.
Возможно, городским властям не хватает обратной связи с обществом, горожанами. Недостаточно просто сообщить об угрозе, невозможно заставить вызубрить правила безопасности. Необходимо обеспечить быстрый и легкий доступ граждан к информации о правилах безопасности в тех или иных ситуациях.
Например, в силах городских властей распространить среди всех жителей города специальную брошюру, где бы кратко описывались общие правила поведения при урагане, шторме и наводнении. Такие базовые правила: как не прятаться под деревьями, под рекламными щитами во время стихии, должны знать абсолютно все, вне зависимости от возраста и уровня образования. Эта брошюра должна быть всегда под рукой. Как телефонная книжка. Пускай ее откроют лишь однажды, но именно в этот раз она может спасти жизнь.
На мой взгляд, районным властям совместно с МЧС стоит подумать о размещении наглядных рекомендаций по безопасности на рекламных щитах, на автобусных остановках в сезон наводнений – весной и осенью. Очевидная и очень эффективная мера, которая почему-то не применяется. Не надо экономить места в городских ежедневных газетах. Полезной информации никогда не бывает много.
Такой уж город у нас, что во всякий сезон нас окружают опасности. Летом – лесные пожары и смерчи, весной и осенью – наводнения и ураганы, зимой – лед и сосульки. Нельзя допустить ни одной человеческой жертвы из-за подобных явлений в нашем веке информационных технологий.
Дмитрий Курдесов, специально для ИА «Диалог»