«Для определения Победителя конкурса (по каждому отдельному лоту) устанавливаются следующие основные критерии оценки заявок: — критерий № 1 – оценка Претендента по качеству управления процессом оказания услуг пассажирского автомобильного транспорта; критерий № 2 – оценка площадей для хранения Автобусов; критерий № 3 – оценка наличия резерва Автобусов… дополнительные критерии: критерий № 4 – оценка использования Автобусов, работающих на газомоторном топливе; критерий № 5 – оценка наличия и возраста (срока эксплуатации) подвижного состава; критерий № 6 – оценка состояния подвижного состава; критерий № 7 – оценка наличия опыта по организации пассажирских перевозок на маршрутах регулярных перевозок», — говорится в конкурсной документации.
При этом многие игроки транспортного рынка отмечают, что для нормальной эксплуатации автобусов на газомоторном топливе до сих пор не создано нормальной инфраструктуры: метановые заправки (и именно это – тот самый природный газ для автобусов) можно буквально пересчитать по пальцам. Составители конкурсной документации нашли оригинальный выход – переложили эту проблему на самих перевозчиков. Транспортники должны заняться несвойственной работой и самостоятельно обеспечить заправку газовых автобусов.
Кроме того, согласно конкурсной документации, договор на поставку подобных машин должен быть у перевозчика за 60 дней до начала перевозок, то есть 1 октября, если говорить о Выборгском районе. Выполнить это условие можно только в том случае, если знать о проведении торгов с такими требованиями заранее, до проведения конкурса. Ведь процедура была объявлена в конце сентября, а на всю Ленобласть есть только 8 автобусов на газомоторном топливе в одном из государственных парков. То есть, можно предположить, что документация отдает предпочтение неким небольшим компаниям, которые, заранее зная об условиях конкурса, купили или взяли в лизинг несколько туристических автобусов в соответствии с условиями.
Еще среди нововведений в конкурсной документации – дополнительные баллы за кондиционеры и Wi-Fi. С одной стороны, введение подобного дополнительного критерия должно стимулировать перевозчиков к обновлению подвижного состава и повышению комфортабельности перевозок. Но с другой, абсолютно очевидно, что ни один из крупных областных автопарков не использует сегодня в полном объеме технику с кондиционерами и вряд ли успеет обновить парк в столь сжатые сроки – всего за один месяц.
В целом же ситуация напоминает историю двухлетней давности, когда в Ленинградской области на аналогичных конкурсах массово победил «Леноблпассажиравтотранс». Тогда на маршруты вышли неприспособленные для этого туристические автобусы JAC. Техника в морозы многократно ломалась прямо на дороге, что вызвало серьезные нарекания со стороны пассажиров.
Обращает на себя особое внимание еще и тот факт, что на подачу заявок по одному из конкурсов отводилось всего две недели вместо положенного по закону месяца. Срок, который заканчивается на этой неделе, был установлен уже в ходе внесения изменений в документацию.