«Мы делаем историческое ралли в новом формате»
19 октября 2013 | 18:03

Для России – огромная честь принимать старт такого международного спортивного соревнования. Как удалось убедить организаторов «махнуть стартовым флажком» именно в Петербурге?
Кюри Усманов: Это была наша давняя цель – привезти в Россию, а точнее, в родной Петербург уникальное по формату, а самое главное, по своей миссии, спортивное мероприятие. Ведь это ралли – не просто спорт, не просто гонка. Это своего рода гонка за новым экологическим сознанием населения и России, и Европы. Это не просто состязание за призы – это попытка ярко и показательно напомнить о необходимости заботы об окружающей среде, о применении современных экологичных технологий, возможность доказать, что удобство и экология в современном мире совместимы.
Санкт-Петербург для России — это европейский город, с самой лучшей европейской архитектурой, сочетающий в себе традиции и самые современные тенденции. Если участник ралли стартует из Петербурга – это особенно подчеркивает необходимость бережного отношения ко всему, что нас окружает, что создавалось веками до нас.
Кроме того, это мероприятие поднимает и планку города в мире, способствует развитию экономических и культурных связей между городами. На протяжении всего маршрута нас будут встречать мэры городов по всей Прибалтике, Финляндии, Польше, Швейцарии, Италии. Все услышат о Петербурге снова и по-другому. Каждому мэру мы подарим большую фотографию Санкт-Петербурга, чтобы она украшала его дом и рабочее место, служила напоминанием о ралли. Мы знаем, что одна из задач Петербурга — привлекать больше туристов. Поэтому, когда мы сообщили о предстоящем марафоне губернатору города Георгию Сергеевичу Полтавченко, он сразу же поддержал наши начинания.
Для нас большая честь, что Фонд принца Монако Альберта уделяет внимание гонке и согласился в очередной раз ее поддержать. Можно сказать, что этим совместным ралли два наших фонда – фонд «Будущее Родины» и Фонд принца Монако — начинают плодотворное сотрудничество. Мы намерены уже в этом году активно расширять нашу деятельность по всем направлениям до международного уровня.
Каким будет торжественный старт гонки, если это не тайна?
Кюри Усманов: Старт будет дан 26 октября в 12:00. Все участники получат номера и сертификаты, в соответствие с которыми и будет фиксироваться их передвижение по трассе. Но мы еще раз подчеркиваем, что это не просто спортивное состязание для профессионалов. Именно поэтому, если кто-то из петербуржцев захочет поучаствовать в ралли, то он может зайти на сайт фонда «Будущее Родины». Там есть все телефоны и почта, и все инструкции по оформлению заявки на участие. Мы планируем стартовать от Александрийского столпа. Это нулевой километр для ралли, да и просто самый настоящий символ Петербурга. Финиширует гонка 6 ноября в Монте-Карло. Финиш приурочен к открытию международного форума Peace and Sport. Кроме того, это будет и неким аккордом к надвигающемуся открытию Олимпиады в Сочи. Также, на протяжение всей гонки мы будем снимать фильм, который потом представим широким массам.
Если говорить о тонкостях электромобилей и организации этого мероприятия, то нам здесь повезло.
Юри Тамм, по-моему мнению, смелый человек, практически революционер – он уже организовывал такие мероприятия в 2011 и 2012 году, поэтому нам все сделать намного проще: маршруты накатаны, практически все организационные вопросы решены. Мы работаем просто как по учебнику — нам легко.
Юри Тамм: Обычные гонки машин — это гонки на больших скоростях. Здесь же – полная противоположность, абсолютно другие цели, абсолютно другой сценарий. За 10 минут до официального начала стартует «ноль-машина», гибрид. Там за рулем опытный гонщик, он будет ехать с максимально разрешенной скоростью: его время финиша будет контрольным временем для других. Поэтому участники не смогут при желании как-то сжульничать и превышать скорость. Лучше мы опоздаем, чем что-то случится. Сейчас у нас сложилась такая команда — она минимизирует все риски.
Юри Аугустович, а что Вам помогло организовывать такое мероприятие? Наверняка есть люди, которые Вас не поддерживают.
Юри Тамм: Сам я, когда организовывал гонки, ничего не знал об электромобилях. Поэтому у меня не было повода сказать, как говорили мне профессионалы, что провести ралли на электромобилях невозможно. Иногда незнание — это двигатель прогресса. У нас есть некоторая зашоренность, которая не дает полностью вписаться в нашу жизнь новым технологиям. Это стандарты, стереотипы. Когда я все это начинал с 12 машин в гонке, на меня в Финляндии смотрели странно. Инженеры говорили, что это невозможно по всем подсчетам. А ведь все оказалось возможным. Поэтому нужно менять мышление у взрослых, и мы приглашаем на старт всех, у кого есть электромобили.
А если вообще говорить о тех, кто поддерживает эту идею: участники — это все, кто участвует, а не те, кто только финиширует. У нас олимпийский принцип.
А что касается гибридов, мы не сможем пустить их на гонку, потому что их владельцы должны ждать, пока электромобили заряжаются. Им будет скучно (смеется). Поэтому сопроводительные машины у нас гибриды — чтобы, опять-таки, поддержать философию проекта.
Кто будет участвовать в гонке?
Юри Тамм: Мы говорили с Peace and Sport, чтобы масштаб ралли был не просто спортивным и экологичным, а мировым. Один экипаж, который будет ехать на Tesla S — целая семья. Команда из мужа, жены и троих малолетних детей в одной машине. Это лишь один пример. Важно, что у нас нет каких-то жестких рамок, есть только требования безопасности, а все остальное – желание и еще раз желание.
Каким будет символ ралли?
Юри Тамм: Обычно во всех гонках применяют сочетание черных и белых квадратов. У нас же, вместо черного будет голубой квадрат. Это особенный знак. Синий — цвет чистого неба, надежды, белый — мира, а вместе они обозначают чистоту воздуха.
Какие автомобили станут флагманами ралли?
Юри Тамм: На этой дистанции мы акцентируем внимание на двух машинах. Это советская «Победа» 1958 года, у которой обычный двигатель заменен на электрический. Это своего рода инновация — как старые вещи обретают новую форму, новую жизнь. Мы делаем историческое ралли в новом формате, и переделываем «Победу» — ровесницу принца Альберта. «Победа» — еще и потому, что в нее было удобно «вложить» электродвигатель. Было бы классно и «Запорожец», конечно, но места там нет. А вообще, много старых автомобилей можно переделать — не ремонтировать мотор, а превратить их в электромобили.
Вторая машина — Tesla S, самый продвинутый автомобиль в мире. Идея в том, чтобы показать в гонке самое новое, что есть в мире, в сочетании с традициями.
В чем секрет успеха электромобилей? Почему они, на Ваш взгляд, становятся все популярнее?
Юри Тамм: В них, помимо отсутствия выхлопных газов, не нужны смазочные материалы, синтетические масла. Они вообще проще устроены. Для них практически не нужно техобслуживание — смотреть двигатель не нужно, вся электроника видна. Есть некоторые интересные моменты: если ты едешь зимой, в холод, а тебе надо греть машину, то энергия затрачивается в больших объемах. Поэтому многие производители делают на крыше отдельную солнечную батарею, которая подведена к кондиционеру и печке, и не влияет на аккумулятор. Единственное — нужно в свободное время его подзаряжать, но это все равно выходит экономнее, чем траты на бензин. Это несложно. Он может заряжаться, пока ты на работе или в кино. Все больше фирм делают проект с электрозаправками, особенно различные сетевые компании, рестораны быстрого питания. Более того, многие представители бизнеса закупают электромобили для рекламы. Это необычно и бросается в глаза.
Как Вы думаете, спрос на электромобили в России после ралли поднимется?
Юри Тамм: В этом регионе живет несколько миллионов человек. Потенциал того, что люди начнут покупать себе этот экологичный вид транспорта очень большой. А в следующем году в гонке будет участвовать российская команда от «Лады» — в Тольятти к тому времени тоже сделают электромобиль. Вернее, они уже есть, но надо кое-что доработать.
Почему Вы решили сотрудничать в этом году не с коммерческими структурами, а с благотворительным фондом?
Юри Тамм: Два года у нас была гонка на коммерческой основе. Были фирмы-спонсоры, платившие деньги, чтоб их «было видно».
А в 30-е годы гонщики ездили безо всякой рекламы, спали в самых дешевых отелях, были грязными, но счастливыми людьми. Сейчас «Формула-1» получает миллионы, на всех авто — реклама, но счастливы ли они?
Поэтому в этом году мы решили нести иные ценности. В этой гонке мы не станем рекламировать банки и страховые компании, а покажем фонд, у которого миссия гораздо шире. Фонд «Будущее Родины» — это забота о наших детях, которые будут ездить на электромобилях, даже если кто-то не хочет этого. Надеюсь, они будут ездить с меньшим количеством аварий на дорогах. И они наверняка больше нас будут думать об экологии и энергосбережении. У них будет другой менталитет — им уже легче вникать в инновационные технологии, пользоваться различными электронными штучками. С фондом нас объединяет общее видение мира, понятие Родины. Ведь это не только то, где ты живешь и кем работаешь — это более глубокое. Мне кажется, с такими вещами такие ценности потихоньку возвращаются именно через молодое поколение.
Беседовала Полина Полещук / ИА «Диалог»






