103.8$ 108.9€
5.59 °С
Новости Все новости

Анна Викторова: В театре кукол все очень «по-взрослому»

18 октября 2013 | 18:40

О том, можно ли вытянуть ребенка с улицы в кукольный театр, как сконцентрировать внимание зрителя на детской постановке, каким образом театру кукол может помочь кинорежиссер Тимур Бекмамбетов и о том, что не стоит "загадывать" на будущее "Диалог" побеседовал с художественным руководителем театра "Кукольный формат" Анной Викторовой

IMG_7142

Хочется спросить Вас как эксперта, насколько сейчас популярен кукольный театр? Сколько ходит к Вам людей, каковы особенности Вашей аудитории?

Мне нравятся те люди, которые ходят на спектакли вместе с детьми. Не просто покупают для целого класса какой-то абонемент, а смотрят спектакль вместе с ребенком. Потом обсуждают увиденное, помогают сформулировать впечатления. Это так называемый семейный просмотр — целое мероприятие, целый воскресный день. Иногда мы сами после представления обсуждаем его с маленькими зрителями, показываем кукол вблизи, как говорится, в «больших» театрах — «без грима». Проводим мастер-классы. И проект «Азбука театра», в котором сейчас участвует «Кукольный формат», интересен нам именно потому, что позволяет подробно рассказать публике о разных типах кукол, раскрыть какие-то секреты профессии кукловода. Я надеюсь, что такое знакомство завоевывает поклонников этого жанра.

Однажды к нам пришел папа с мальчиком, который после спектакля сказал, что когда ему было шесть лет, родители привели его в кукольный театр, и после того спектакля он заявил им категорически: «Больше никогда в такой театр не пойду!» И никто не мог его заставить. «А теперь что, куклы какие-то другие? – спрашивал он. — Мне тридцать лет, но мне они понравились, это очень интересно!». Он пообещал, что теперь пересмотрит не только все наши спектакли, но и вообще, все, что идет в городе.

На самом деле, в Петербурге очень хорошая школа театра кукол, очень высокий профессиональный уровень и актеров, и режиссеров, и технологов, художников.

Но говорят, что спектакли «Кукольного формата» чаще можно увидеть в других городах, чем в родном Петербурге?

Да, в этом году у нас было не много выступлений. Мы же до последнего времени были бездомными – негде было играть наши спектакли (а их у нас полтора десятка). Прошлой осенью нам дали помещение для работы, но оформление документов оказалось очень не быстрым и не простым делом. Хотя некоторые друзья говорят, что мы продвигаемся с «крейсерской скоростью»: вот уже ремонт заканчиваем и скоро откроем свою сцену на Пушкинской улице в доме 19.

Сколько Вы ждали этого события?

С 2002 года мы кочевали по камерным сценам города. Но все время была надежда на то, что должно же нам когда-нибудь повезти! И еще нам все время помогали, без поддержки со стороны даже такому маленькому и некапризному коллективу, как наш, не справиться с трудностями, выпадающими на долю бездомного театра.

Можете назвать этих помощников?

Их много – людей, которые в трудные моменты оказывались рядом, перечислять можно долго. Но основные — наш постоянный продюсер кинорежиссер Тимур Бекмамбетов и Комитет по культуре, который последние четыре года дает субсидии на проведение наших проектов. Причем, мы же не в его подчинении, мы не государственное учреждение, и то, что к нам и нам подобным неформалам на Невском, 40 относятся как к «родным» — это чисто петербургская черта. Благодаря этой поддержке мы сделали пять спектаклей, два из которых участвовали в фестивале «Золотая маска», а два других успешно были показаны на международных фестивалях за рубежом.

Кстати, как давно Вы сотрудничаете с Тимуром Бекмамбетовым, и чем он Вам помогает?

Он с самого начала был нашим продюсером, в основе пьесы “Всадник CUPRUM” лежит его идея. Он же театральный художник по образованию, вообще театральный человек, и если удается показать ему какой-нибудь спектакль во время его приезда в Петербург, он критически разбирает то, что мы соорудили, делает замечания, дает советы, и это черезвычайно важно. Когда в российский прокат выходил мультфильм «9», продюсером которого были Тимур Бекмамбетов и Тим Бертон, мы делали кукол для презентации фильма.

Вам, кстати, не поступают предложения о благотворительных выступлениях?

Мы сами проявляем инициативу, выступаем в детских домах, приютах, в больницах. И наше будущее театральное пространство постарались оборудовать так, чтобы были условия приглашать детей с ограниченными возможностями, у нас даже нет ступенек при входе.

Зачастую из-за плохого поведения детей некоторые театры не продают абонементы на коллективные посещения спектаклей школьников. Как Вы сами смотрите на такую ситуацию?

Да, дети часто приходит не на спектакль, а «чтобы в школу не ходить». Им, скорее, хочется просто пообщаться друг с другом, а театр не особо интересен. Зачастую проблема не в постановке, а в том, что дети хотят просто вырваться куда-то: на природу, побегать, пошуметь.

В общем, их надо просто «выгулять»?

Да. Сложно уследить за детьми, когда в зале 300 человек — целых 10 классов. Но у нас-то их будет 50-60: зал маленький, в масштабе марионеток. У нас тоже бывают целевые спектакли, и мы их не очень любим.

В следующем году Вы будете выходить на новые мощности, так сказать…

Да, мы попробуем.

Вы будете в связи с этим как-то расширяться, привлекать новых людей, больше играть?

Труппа у нас должна будет немного вырасти, у нас есть минимум, который держался фактически до сегодняшнего дня. Мы будем брать новых актеров, делать новые постановки. Про планы пока не говорю — но они есть. Главное нам сейчас начать жить в новом качестве.

Просто загадывать не хотите…

Да, загадывать особо не получается, потому что загадываешь обычно одно, а получается другое, совершенно. Поэтому у нас что-то намечено — гастроли, спектакли… сейчас очень сложно. Я занимаюсь ремонтом, всей инженерией, вентиляцией, пожарными системами — необходимо все это довести до ума, чтобы потом комфортно работать. А еще мы готовим премьеру к открытию зала. Это будет старая и всеми любимая сказка, русская, о любви.

А что сейчас с зарубежными гастролями?

В сентябре мы были в Праге на фестивале «Юные таланты России», играли «Робина-Бобина» на чешском языке. Мы выезжаем за границу раза три-четыре в год, ездим по России. Но в будущем году, думаю, наоборот, хотим немножко посидеть дома. Нужно понять, почувствовать каково это — быть «домашними». Ведь мы столько скитались по городу и зрители искали нас. Необходимо, чтобы они теперь запомнили, где мы находимся – Пушкинская улица, 19. Рядом стоит Александр Сергеевич.

Часто европейские кукольные театры в теплое время года выходят на улицу и начинают выступать. Есть ли у Вас желание практиковать нечто подобное?

У нас есть желание, но народ у нас несколько иной. У них на одной улице стоит несколько уличных актеров, им кидают денежку, потому что привыкли к этому и им нравится. А у нас, чтобы провести нечто подобное, нужно много договариваться. Пока мы не пытались делать этого. Зато мы участвуем в уличных фестивалях, где есть такие «уличные» действия. Специально для этого у нас есть два спектакля. А так, чтобы «встали да поиграли» — даже не знаю, нужно разрешение… Знаю, что «петрушечники» любят заниматься этим, у нас тоже есть куклы-петрушки и маленький спектакль «Петя и Федя», но мы с ними просто так на улицу не выходим. Хотя мы возили его на фестиваль «Белые ночи» в Пермь и на Всемирный кукольный карнавал в Алматы.

Очень интересно узнать Ваши впечатления о проекте «Азбука театра».

Это очень хорошая идея. Во-первых, с помощью «Азбуки театра» наши представления смотрят люди, которые живут далеко от центра и не могут к нам приехать. Во-вторых, мы увидели, что в районах, которые принято называть «спальными», есть очень хорошие площадки. Вот , например, досуговый центр «Галактика» на проспекте Руставели. Все новенькое, сверкает, очень уютно, и видно, как здесь люди любят свою работу, как нам рады. В таких залах мы играем, когда бываем где-то за границей. О таком мы мечтали.

Кстати, в новом здании не будете проводить закулисные экскурсии для любознательных ребят?

У нас в новом театре не будет такой большой машинерии. И за кулисы поместятся человек пять не более. Но зато мы проводим мастер-классы — вместе с публикой делаем спектакли. Придумываем тему, и делаем кукол, декорации, подбираем. Потом дети сами играют, сами выходят на поклон и собирают аплодисменты, а родители нежно смотрят на них.

Сейчас дети и подростки, в основном, обитают в Интернете и играют в компьютерные игры. Как их перевоспитать? Известны ли Вам какие-то способы вытянуть их в театр, на улицу?

Мы пытаемся сделать так, чтобы куклы, актеры, сюжет привлекали внимание от начала до конца, и не только детское, но и родительское. Они смеются и реагируют каждый по-разному на что-то свое, что-то, что близко им.

А что нужно делать, чтоб вытащить их из-за компьютера? Да даже не знаю. Мне кажется, это уже не изменить.

То есть, это проблема выбора самого ребенка?

Да, думаю, что так. Ведь до определенного момента, класса до третьего, им нравится театр кукол. А потом они перестают верить, что кукла сама говорит и ходит, их привлекает больше другая сторона процесса — то, что творится за сценой. Становится интересно, как там все устроено. Но их можно обхитрить (улыбается). И если их получается обхитрить чем-то серьезным, внушительным, то они даже не замечают, как увлекаются именно этим искусством. И становятся или актерами, или технологами, или сочиняют световую партитуру, или делают фонограмму. В театре кукол все очень «по-взрослому».

Беседовала Полина Полещук / ИА «Диалог»

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!