Site icon ИА «Диалог»

Не каждый молодой человек готов работать оленеводом

Артем Хромов«В России начался призыв на военную службу!», — такими сообщениями пестрят ленты информационных агентств. В свою очередь, появление новостей о начале осеннего призыва привело к традиционному распространению в социальных сетях демотиватора, в котором говорится, что «нашу армию боятся лишь те, кому от 18 до 27».

В Минобороны России честно признают, что количество недовольных службой в армии не уменьшается. В военном ведомстве подсчитали, что в прошлом году число уклонистов составило порядка 250 тысяч человек! В связи с этим, в последнее время руководство министерства начало публично выступать с громкими инициативами, направленными на снижение числа молодых людей, которые избегают службы в армии. Нужно признать, что предложения чиновников о добровольном несении «службы в рассрочку» и создании «научных рот» заинтересуют многих молодых людей. Но вот появление в Интернете законодательной инициативы министерства, предполагающей отмену студентам контрактной формы обучения отсрочки от службы в армии, — это крайне тревожный сигнал.

Российским властям стоит воспользоваться опытом стран, которым решить проблему роста числа уклонистов помогло развитие альтернативной гражданской службы. В ряде государств она существовала до перехода на контрактную службу, а в тех, где сохранилась обязательная служба по призыву, пользуется большой популярностью.

В западных странах, число выбирающих гражданскую альтернативную службу среди призывников постоянно растет, хотя ее срок в среднем в полтора раза превышает время службы в армии. Так, в Швеции в 2006 году ее выбрали 10990 из 41720 призывников. В Германии, где обязательный призыв в армию был отменен в 2010 году, в последний год призыва альтернативную службу прошли 10555 человек. А в Австрии в 2012 году ее выбрали 14963 человек, что составило около трети всех призывников.

В России на сегодняшний момент альтернативную гражданскую службу несут около 1,1 тыс человек. А за последние десять лет всего около 7 тысяч россиян изъявили желание заменить военную на альтернативную службу. Низкая популярность во многом связана с тем, что перечень ее видов является узконаправленным и не соответствует квалификации большинства выпускников ссузов и вузов. Не каждый молодой человек готов работать оленеводом, промысловым охотником, парашютистом-спасателем, медицинской сестрой по массажу и т.д.

В странах, где развита альтернативная служба, призывники выбирают труд санитаров в каретах скорой помощи, работают с проблемными детьми и подростками, помогают инвалидам, следят за памятниками архитектуры, помогают природоохранным службам и т.д. Исследования показывают, что многие молодые люди после окончания срока альтернативной службы продолжают принимать участие в социально важных проектах в качестве волонтеров или продолжают работать в социальных учреждениях.

Я уверен, что развитие альтернативной гражданской службы позволит привлечь к полезной работе молодых людей, которые десятками тысяч скрываются и будут скрываться от службы в армии.

Артем Хромовспециально для ИА «Диалог»