Site icon ИА «Диалог»

Инопресса о Петербурге: Чем город на Неве похож на Берлин?

Инопресса

Может ли Санкт-Петербург повторить путь немецкой столицы, некогда разделённой при коммунизме, и стать мировым культурным центром? Таким вопросом задаётся британская Guardian.

«Сегодня в западных СМИ редко прочитаешь новость, которая заставила бы чувствовать симпатию к России, её культуре и даже к её народу. Пусть создаваемый образ – монолитной, антизападно настроенной, консервативной до предела нации – и не лишён оснований, он заставляет упускать из виду растущее разнообразие развивающейся страны – и её творческий потенциал.

В один из дней сентября около 400 человек собирались в новом крыле Эрмитажа, которое отдано современному искусству, на мероприятие под названием Calvert Forum, посвящённое творческому сообществу России. Выступали на этой площадке различные международные эксперты: Руфь Макензи, директор британской Культурной Олимпиады-2012, директор отдела современного искусства Эрмитажа Дмитрий Озерков, креативный директор агентства Triad Berlin Роберт Айзольдт, а также бывший министр финансов России Алексей Кудрин. Встреча была посвящена началу новой программы сотрудничества между Смольным институтом при СПбГУ и лондонской галереей Calvert 22 Foundation. Цель её – поднять престиж российского искусства.

Обсуждались несколько конкретных вопросов, поднятых на примере Берлина. Как разделённой некогда столице Германии удалось превратиться в общемировой центр творческой и культурной жизни? Чему мог бы научиться на её примере Санкт-Петербург? Параллели между городами на первый взгляд кажутся поверхностными – но стоило копнуть чуть глубже, как появилось гораздо больше поводов сравнить их.

Оба города перестраивались дважды: сначала после окончания Второй Мировой войны, а потом – через 45 лет, после падения коммунизма, когда воссоединение и смена политической модели потребовали новой «реконструкции». Они сравнимы по размеру, оба пережили сокращение численности населения в конце XX века, но теперь вернулись к положительному демографическому тренду, к тому же привлекают с каждым годом всё больше приезжих. И оба этих города славятся культурной инфраструктурой, в которой существуют учреждения мирового класса – своего рода якоря, за которыми тянется статус глобальных культурных столиц.

Но есть в настоящем этих двух городов и то, что резко отличает их друг от друга. Начнём с того, что свобода и спонтанность, которой славится Берлин, в Петербурге отсутствует напрочь. Будущее развитие творческой индустрии России, как очевидно, сдерживается ныне существующим в стране политическим климатом, который противопоказан политическому и культурному разнообразию. Как выразился Алексей Кудрин, процитировав братьев Стругацких: «Когда серость одерживает победу, приходят к власти темные силы. Я за красочный мир».

Немалая часть дискуссии была посвящена тому, как Берлин сумел превратиться из расколотого города в мировой творческий центр. Похоже, что вместо разработки единой большой стратегии в городе решили просто создать нужную для искусства обстановку. Роберт Айзольдт объяснил это так:

— Нельзя запланировать творчество по расписанию, но можно создать идеальные условия для привлечения креативного класса, который нужен для развития соответствующей сферы, и для устойчивого роста.

Это означает, что берлинское творческое сообщество расцвело благодаря мощным основам на городском уровне – таким, как доступная и дешёвая недвижимость, хорошая транспортная доступность и серьёзная культурная инфраструктура. Творческие связи развились естественным путём, но порой им помогало правительство – отдельными точечными усилиями. Спонсируемая правительством структура Create Berlin, например, оказывала финансовое и организационное содействие компаниям, занимающимся дизайном и городскими проектами.

Зацепившись за эту «сетевую» тему, Руфь Макензи и Дмитрий Озерков отметили важность распространения новых идей через границы и обмена этими идеями. Они указали, что Петербург – построенный Петром I как окно на Запад – был основан на принципах международного сотрудничества и культурного диалога. Теперь он должен вспомнить об этом интернационализме вопреки узколобой политике.

Новое крыло Эрмитажа, посвящённое современному искусству, доказывает, что в необходимость открытости ещё верят – по крайней мере, в творческих кругах. Как пояснил Озерков, цензура советских времён означала, что всё современное искусство в Россию попадало с запозданием. Следствием этого стало то, что оно по-прежнему зачастую шокирует немалую часть российской публики. И в таких обстоятельствах приверженность музея новому творчеству и новым идеям – это уже немалое достижение.

И хотя перед творческой отраслью России стоят непростые вызовы, непреодолимыми их назвать никак нельзя. Экспертный совет оценил будущее российского искусства с «осторожным оптимизмом». Вопросы и комментарии из зала показали, что интерес, энергия и амбиции – в хорошем смысле слова – в Петербурге не перевелись. Важный урок из Берлина состоит в том, что в городе необходимо создать более открытое и толерантное общество, чтобы расширить культурные горизонты и выстроить более прочные и разветвлённые сети творческого профессионализма.

Теперь Calvert Forum займётся развитием творческих отраслей в России, воспользовавшись лучшим мировым опытом и предоставив практические советы местным и муниципальным властям – при этом отойдя от традиционной модели «мозгового центра». Пристрелочное мероприятие в Петербурге показало, что зачастую упускаемый из виду творческий потенциал России реально существует – ему просто нужно найти свой современный голос».

The Art Newspaper предлагает продолжение – и своё видение – этой истории. Газета приводит слова уже упомянутого выше Дмитрия Озеркова: глава отдела современного искусства Эрмитажа не рад тому, как выглядит городская творческая среда.

«Современное искусство в Санкт-Петербурге находится «возле дна», — так выразился Озерков. Этот упадок, по его словам, «связан с тем, что многие уехали в Москву или отправились за границу – по различным причинам, которые мы обсуждать сейчас не будем». Он также указал на то, что объём рынка предметов искусства ничтожен. «А ещё, конечно, здесь очень трудно жить тем, кто остался, потому что даже если они гениальны, у них порой нет никаких связей за рубежом», — добавил он.

Нелицеприятная оценка ситуации в городе, который некогда был известен новаторским отношением к современному искусству, прозвучала 14 сентября на Calvert Forum (о котором было сказано выше – прим. ред.) Целью этого мероприятия, если коротко, был поиск способов развития экономики через развитие творческой сферы. Озерков добавил, что в Петербурге начинают развиваться культурные кластеры, но для дальнейшего поощрения искусства понадобятся налоговые льготы при невмешательстве в свободу выражения. Также нужно, по его словам, пересмотреть «антигейские» законы, недавно принятые в стране.

— Я боюсь, что эти законы, к сожалению, крайне негативно влияют на имидж города, который нам хотелось бы создать, — сказал он. – Опыт показал, что это сильно осложняет ситуацию. Люди боятся приезжать, начинают лишний раз задумываться – а если они верят в то, что дела плохи – значит, так и есть на самом деле.

Пока что, сказал он, Эрмитаж пытается популяризировать современное искусство в застойной среде. «Мы плывём, но я не думаю, что мы гребём против течения, — образно выразился он. – Течения тут нет, это скорее похоже на стоячую воду».

29 сентября, как сообщает армянская Times, в Петербург прибыла делегация из этой кавказской страны, возглавляемая премьер-министром Тиграном Саркисяном. То был рабочий визит, во время которого глава правительства Армении посетил регулярное заседание межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между двумя странами… Но не только.

Государственное информационное агентство Armenpress уточняет, что заодно Саркисян побывал на выставке старинных фотографий (начала XX века), изображающих жизнь народа Западной Армении, которая и тогда, и сейчас находилась в составе Турции.

«Фотовыставка, посвящённая жизни армян в начале XX века, открылась в Этнографическом музее Петербурга. Снимки происходят из коллекции известного российского этнографа Миллера, и сделаны они были весной 1915 года.

Генконсул Армении в Санкт-Петербурге Вардан Хакобян отметил в разговоре с журналистами, что в Северной столице России очень силён армянский культурный след.

— Коллекция Миллера очень богата. На фотографиях можно увидеть армянскую одежду, утварь, работы народных мастеров. [Этнографический ] музей известен по всему миру, и открытие в его стенах выставки, посвящённой Армении – это очень важное событие, — сказал дипломат.

По его словам, около трёх лет назад собранием Миллера также интересовалась Турция – тамошним властям хотелось заполучить эти снимки как свидетельство турецкой истории. «Мы провели переговоры с руководством музея, чтобы оно не передавало фотографии турецкой стороне, и достигли успеха. Кроме того, мы условились о том, чтобы напечатать альбом с этими снимками. А через непродолжительное время коллекция Миллера будет выставлена в Армении».

Премьер-министр осмотрел экспонаты, рассказывающие об истории народов Южного Кавказа. Министр культуры республики Армения Хасмик Погосян отметил, что там хорошо представлены традиции и образ жизни Армении, Нагорного Карабаха и особенно Шуши. Также делегация посетила Исаакиевский собор и армянскую экспозицию Эрмитажа – здесь гости осмотрели экспонаты периода царства Урарту, хачкары из Ани и находки из городища Кармир-Блур.

Погосян отметил:

— Я рад, что армянская культура повсюду – и она прекрасна. Я бы хотел особенно выделить в этой связи наш визит в Эрмитаж, где существует армянский уголок».

Информационное агентство из другой бывшей союзной республики – белорусское BELTA – на своей англоязычной странице рассказывает о том, что число хорошо зарекомендовавших себя в Петербурге автобусов Минского автозавода скоро увеличится:

«До 200 новых белорусских автобусов вскоре появятся на социальных маршрутах Санкт-Петербурга. Местный перевозчик «Третий парк» закупил большую партию машин МАЗ-103, выпущенных Минским автозаводом. Несколько десятков единиц уже можно видеть на Лиговском проспекте.

— Новая версия хорошо знакомых петербуржцам «мазов» вполне современна. Полунизкопольные машины оснащены жидкокристаллическими телевизорами и маршрутизаторами Wi-Fi. Моторы фирмы Mercedez-Benz соответствуют экологическому стандарту Euro-5, — говорится в сообщении компании.

2 октября состоится церемония передачи автобусов МАЗ. Ожидается, что на ней побывает премьер-министр Белоруссии Михаил Мясникович, который лично вручит ключи губернатору Петербурга Георгию Полтавченко».

А главная газета Китая – Renmin Ribao – публикует фотогалерею, посвящённую спуску на воду головного судна связи проекта 18280 «Юрий Иванов».

«Корабль сошёл со стапеля «Северной верфи» 30 сентября. Он имеет длину 95 метров и водоизмещение около 4 тысяч тонн. В строй российского ВМФ он вступит в 2014 году».

Подготовил Илья Снопченко, специально для ИА «Диалог»